Постулаты инженера: ответственность и дисциплина

Ежегодно в последнее воскресенье сентября в Казахстане отмечается День машиностроителя. Для областного центра он особенный, потому что именно здесь находится один из крупных заводов по производству спецтехники и комплектующих – ТОО «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация». Накануне профессионального праздника корреспонденты «АП» побывали на предприятии и познакомились с начальником производства товарищества Хайратом Дюсембековым.

Хайрат Калиакбарович приехал в Кокшетау из Омской области, окончив там автомобильно-дорожный университет по специальности «Инженер автомобильного хозяйства». После учебы пять лет проработал в официальном дилерском автоцентре механиком по ремонту автомобилей.

– В Казахстан перебрался в 2011 году. Начал искать работу, думал, раз я человек с высшим образованием, то найти желаемое будет просто, но оказалось не совсем так, даже пришлось переквалифицироваться, – рассказал наш собеседник.

Хайрат Калиакбарович устроился в компанию «АгроИнтерТех», занимающуюся оптовой торговлей сельхозтехники канадского производства. В ней он трудился на должности инженера по сервисному обслуживанию.

– Работа выходила за рамки нашей области: ездил в командировки в Костанайскую, Северо-Казахстанскую области, – отметил инженер. – Затем работал начальником службы уже в другой фирме, которая занималась почвообработкой, посевами, пропашными агрегатами точного высева. Мы тогда закрывали потребности Западного и Восточного Казахстана.

В 2016 году, после рождения сына, Хайрат подал резюме в «Казахстанскую Агро Инновационную Корпорацию».

– Тогда фирма только строила головное здание, в котором мы сейчас находимся. Можно сказать, пришел я в момент становления производства, – улыбаясь, говорит Хайрат Дюсембеков. – Начал с мастера, потом стал заместителем начальника производства, а в 2018 году меня назначили начальником производства.

Сейчас в обязанности Хайрата Калиакбаровича входит контроль полного цикла производства, начиная от закупа металла, метизов, комплектующих, распределение работ: «В моем подчинении семь мастеров. Производственный цикл делится на заготовку, мехобработку, сварку, покраску, сборку и выдачу готовой продукции на склад. Изначально в моем подчинении было 20 человек, сегодня – уже 180. Это и станочники, и сварщики, и маляры, и механики, и слесари…»

К слову, сегодня ТОО «КАИК» выпускает до 4,5 тыс. единиц сельскохозяйственной техники в год. Продукция реализуется в филиалах компании «Вираж» по всему Казахстану и по цене, и по качеству не уступает другой отечественной технике.

Как отметил инженер, машиностроение сегодня в Казахстане стремительно развивается во многом благодаря субсидированию, госпрограммам.

– Наша компания, например, платит утильсбор. Чтобы производить технику, мы должны увеличивать с каждым годом долю казахстанского содержания. Поэтому мы закупаем станки, обучаем людей, чтобы самостоятельно изготовить деталь, а не покупать ее за границей. Сейчас мы многое делаем сами – металлические детали, гидроцилиндры, переходим на то, чтобы не получать готовые кабины, а самим изготавливать их здесь – у нас, в Казахстане. Собственное конструкторское бюро, которое разрабатывает чертежи, учитывая наши возможности, конечно, упрощает процесс.

Приводя в пример кабину трактора МТЗ, Хайрат Калиакбарович, подчеркнул, что, получая чертежи минского завода, они понимают, что  у коллег из Беларуси, конечно, есть немало преимуществ. А нашему  предприятию всего шесть лет.

– Станки, которые есть у нашего партнера, уже отрегулированы, отработаны, заточены под ту или иную деталь, а мы не в силах сделать так же, потому что нет литья, нет ковки, нет термообработки, чего-то еще, – рассказывает начальник производства. – Наше конструкторское бюро разбирает чертежи детально, и говорит: это мы купим, а это мы можем сделать у себя. Так потихоньку нарабатываем объемы и совершенствуем процесс. В итоге доля казахстанского содержания в нашей кабине составляет 40-50%. Мы к этому идем, пусть долго, но мы делаем огромные успехи.

Поговорили и о производственных мощностях. Хайрат Калиакбарович отметил, что на территории завода три производственных цеха, каждый занимает 12 тыс. квадратных метров. Два загружены на 100%, еще один – на 50%.

– Вторая половина третьего цеха готовится под строительство окрасочного комплекса. Будет запущена непрерывная окрасочная линия: закладка детали, химобработка, напыление, порошковая окраска, терможарка, сушка и готовая продукция на выходе, – рассказал начальник производства.

На вопрос, какими качествами должны обладать люди, работающие под руководством Хайрата Калиакбаровича, он отметил: «В первую очередь должна быть ответственность и понимание своей роли в компании. Если человек не понимает, что он делает и для чего – ему результата не добиться. Важна в нашей работе и дисциплина».

– Мы один из заводов, который производит продукцию с нуля, – рассказывает наш собеседник. – Мы вносим определенный вклад в развитие не только промышленности, но и страны, огромную  пользу приносим сельскому хозяйству. Обучаем людей – это тоже огромный плюс, тогда как в нашей стране машиностроителей и механиков по сельхозтехнике очень мало. Все это дает нам повод для гордости.

Есть, конечно, и проблемы, к примеру, острая нехватка кадров. Очень тяжело найти человека, который бы сразу делал то, что нам нужно. Процесс переквалификации занимает много времени, а бывает и так, что, набравшись опыта, люди от нас уходят. Это плохо, но запретить мы не можем. Хотя для тех, кто делает успехи, в компании предусмотрены поощрения, доплаты, рост по карьерной лестнице.

На сегодняшний день, как подчеркнул Хайрат Калиакбарович, на производстве не хватает сварщиков, станочников, токарей, операторов станков с числовым управлением, маляров, автоэлектриков…

– Хорошие специалисты нужны для того, чтобы наша отрасль могла развиваться и дальше, – в завершение беседы добавил Хайрат Дюсембеков.

Тамара САЛИМОВА.

Читайте также