Забытая история мазара

Этой историей с нами поделились коллеги из Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Думается, что и наши акмолинские читатели прочтут ее с большим интересом. Речь в ней идет о памятнике великому акыну Ақану серi и о том следе, что он навсегда оставил в душе казахского народа. А еще о нашем уважении к прошлому, о том, что после себя оставит каждый из нас…

В этом году в нашем районе состоялись большие торжества, посвященные 180-летию любимого в народе айтыскера, знатока поэзии и казахской национальной музыки, знаменитого Ақана серi Корамсаулы. Но, как водится, при подготовке больших мероприятий в предпраздничной суете часть важных деталей была, к сожалению, упущена. Одно из таких событий – это история восстановления мазара в месте захоронения Ақана серi. В 2019 году этот памятник был внесен в карту сакральных мест Казахстана.

В адрес редакции районных газет через социальные сети поступило обращение от наших читателей с такими вопросами: «Почему вы об этом не пишете? Празднование прошло, но о людях, которые подняли мазар Ақана серi, вложили колоссальный труд в конце 80-х и в начале 90-х годов в его возведение, никто не вспомнил. Про этих людей ничего не сказали и не отметили на юбилейном празднике в честь Ақана серi Корамсаулы».

Интерес к тому, кто действительно участвовал в построении этого памятника культуры, заставил нас окунуться в архивы наших районных газет, ведь газетные материалы – это своеобразная летопись истории района. Перелопатив подшивки конца 80-х – начала 90-х годов, в № 122 от 11 октября 1990 года в газете «Ленинский путь» мы нашли информацию об очередном заседании президиума районного Совета народных депутатов, где рассматривался вопрос о подготовке и проведении 150-летия со дня рождения поэта, певца, композитора Ақана серi.

Среди перечня готовящихся мероприятий четвертым пунктом значится: «Завершить надгробный памятник на могиле Ақана серi, около памятника соорудить архитектурный ансамбль, символизирующий творческое наследие акына-импровизатора, благоустроить территорию захоронения».

Из этой информации мы поняли, что памятник в целом был построен до 1990 года. Но никаких материалов о начале строительства в подшивках предыдущих лет мы так и не нашли.

Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к тем людям, которые работали в то время в государственных органах нашего района. Из разговора с Болатом Шоновичем Рахимовым, а он был в те годы первым заместителем председателя райисполкома Володарского района, мы узнали, что первый секретарь райкома партии Болат Кошумбаев еще в конце восьмидесятых поднимал вопрос о возрождении культурного наследия Ақана серi. И идея о возведении мазара возникла еще в те далекие годы. Болат Ахметжанович выезжал в Алматы, пытался решить вопрос с финансированием. Но не находил открытой поддержки у высшего руководства. Тогда было принято, чтобы инициативы о возрождении и сохранении сакральных мест шли от народа, а не от власти. И по просьбе Б. А. Кошумбаева такую инициативную группу возглавил Жаксыбай Калымтаевич Турегельдин, бывший в те годы директором совхоза им. Укили Ыбырая в селе Карасевке.

Официально средства на строительство мазара от государства в те годы было получить нереально. Трактовалось это так: если это инициатива народа – то пусть народ и строит за счет добровольных пожертвований.

Болат Шонович рассказал о том, что к строительству таких объектов можно было приступить только после согласования с главным архитектором Кокшетауской области. После его визы на эскизе проекта и визы председателя райисполкома можно было приступать к возведению мазара или других подобных сооружений. Воля и характер и.о. председателя райисполкома Б. Ш. Рахимова, давшего разрешение на возведение объекта, могли иметь серьезные последствия. «Зато нам удалось опередить время», – говорит теперь Болат Шонович.

Раскручивая нить событий дальше, мы связались с Тулегеном Турегельдиным – старшим сыном Жаксыбая Турегельдина и узнали много интересных фактов.

Тулеген Жаксыбаевич вспоминает: «Все работы по возведению мазара проходили под руководством моего отца Жаксыбая Калымтаевича Турегельдина в 1988 году. У отца состоялась встреча с первым секретарем райкома партии Б. А. Кошумбаевым. Я не знаю, что Болат Ахметжанович сказал отцу, как он его убедил, отец не рассказывал, но именно совхоз им. Укили Ыбырая из Карасевки взялся за строительство мазара Ақана серi. Хотя Карасевка не входила в территорию сельского совета, где был захоронен акын-импровизатор.

Мне тогда было 19 лет, и меня всегда интересовал вопрос: акын был похоронен на территории другого села, другого сельсовета, родился недалеко от села Комаровки, так почему восстановлением мазара занимался мой отец – руководитель совхоза им. Укили Ибрая? Спрашивал у отца, но он только улыбался и говорил: «Надо так, потом поймешь».

Чтобы нанять архитектора для разработки проекта и рассчитаться с ним за работу, отец сдал из дома корову. Мама спрашивала: «Корову сдал, где деньги?», а папа молчал, улыбался и ничего ей не говорил.  В 1988 году начали возведение мазара. Для строительства привезли качественный кирпич из Украины. В 90-м году закончили. На стройке трудились рабочие из совхоза им. Укили Ыбырая. А отец контролировал ход работ и по-прежнему все дела в совхозе».

Нуржамиля Баязитовна Алибекова, ветеран педагогического труда, жительница с. Карасевки, тоже помнит эту историю. Она рассказала, что кладку камня выполнял специально нанятый строитель Кайрат (фамилию этого человека нам не удалось восстановить). Председатель районного совета ветеранов Айыртауского района С. Ш. Туралинов, работавший в то время главным инженером Володарского РСХО, также подтвердил нам, что Жаксыбай Калымтаевич возглавлял строительство. Обустройством мазара начали заниматься заранее, чтобы успеть к празднованию юбилея акына в 1993 году.

К сожалению, сам Ж. К. Турегельдин не присутствовал на этих торжествах, в 1991 году он ушел из жизни.

Супруга Жаксыбая Калымтаевича Тойым Исмагуловна вспоминает, что к месту захоронения Ақана серi еще в советское время не раз приезжали люди, чтобы прочитать молитву, прикоснуться к сакральному месту. Афишировать такие поездки никто не хотел, это делалось из личных побуждений. По словам Тойым Исмагуловны, поклониться праху знаменитого акына приезжали Абиш Кекильбаев, Какимбек Салыков и другие известные и высокопоставленные люди. Многие из них бывали потом в доме Турегельдиных.

Завершение строительства мазара прошло тихо. В принципе, его и готовили именно к 1993 году, к 150-летию Ақана серi.

Тулеген Жаксыбаевич, старший сын в семье Турегельдиных, считает, что имя его отца должно быть указано среди имен тех людей, кто возводил этот мазар. Приезжая к сакральному месту, потомки поклонятся праху знаменитого акына, прочитают молитву, вспомнят тех, кто сохранял это место. Только так не прервется связь поколений.

Сколько еще подобных историй живет в памяти наших аксакалов? Думается, все они должны стать общим достоянием айыртауцев. Так и пишется история нашего края…

Ирина БУРКОВСКАЯ.
Газета «Айыртауские зори»,
Северо-Казахстанская область.

Читайте также