Кто стал «нулевым»?

Две неприятные новости подряд недавно поразили акмолинцев: сначала соцсети страны «шумели» по поводу массового заболевания военнослужащих воинской части 5510 Национальной гвардии РК, дислоцированной в областном центре, а потом появилась новость о заражении сельчан в Жаркаинском и Есильском районах сибирской язвой. В том, что случилось, опираясь только на проверенную информацию, разбирались корреспонденты «Акмолинской правды».

«А был ли мальчик»?

– 23 августа к нам поступило сообщение о том, что военнослужащие воинской части 5510 Национальной гвардии обратились в многопрофильную городскую больницу с признаками острого ОРВИ, – рассказал «АП» заместитель руководителя облдепартамента санитарно-эпидемиологического контроля Серик Омарханов. – Военное учреждение относится к Министерству внутренних дел, где работает своя санитарная служба, но так как территориально воинская часть находится в нашем городе, мы оказали практическую помощь в проведении расследования и полного комплекса противоэпидемических   мероприятий.

По словам Серика Омарханова, в центр инфекционных заболеваний при городской многопрофильной больнице было госпитализировано 53 военнослужащих, у пятерых анализ на менингит был положительным. При этом у 278 контактных лиц, обследованных на менингококковую инфекцию, обследования показали отрицательный результат. Коронавирусная инфекция не обнаружена ни у одного пациента.

Конечно, воинская часть – не закрытое учреждение, и солдаты могли заразиться где угодно: ребята патрулируют улицы города, служат на закрытых объектах в районах и принимают участие в военно-полевых учениях, а также в масштабных мероприятиях.

– Все зависит от иммунной системы человека, которая дает защиту, поэтому состояние одних было средней степени тяжести, у других – удовлетворительное, а третьи не заболели. Источник инфекции определить сложно. Облдепартамент санитарно-эпидемиологического контроля принял все меры: был задействован инфекционист, оказавший коллегам консультативную помощь, лор-врач из железнодорожной больницы, – отметил Серик Омарханов.

– Военнослужащие поступили массово: одновременно все солдаты жаловались на повышение температуры от 37 до 38,5 градусов, головную боль, озноб и слабость. Один из призывников был в тяжелом состоянии, его отдельно госпитализировали в городскую больницу, – подробно рассказал начальник медицинской службы воинской части 5510 старший лейтенант Улан Ыдырысов. – У пятерых из госпитализированных в центр инфекционных заболеваний подтвердилось менингококковое носительство, которое может обнаружиться у любого человека на стенках слизистых    оболочек. Это значит, что человек может не болеть менингитом, но быть потенциальным источником заражения. Повторный анализ у пятерых человек, сделанный в центре инфекционных заболеваний при выписке, показал отрицательный результат. Сейчас они ни на что не жалуются, состояние здоровья в норме. То есть солдаты фактически не болели менингитом. И карантина как такового не потребовалось. А энтеровирусная инфекция была обнаружена у 4 пациентов.

По словам медработника, сейчас солдаты выписаны и находятся по месту службы. После выписки были приняты ограничительные меры и изоляция, три раза в день проводится термометрия.

Мы задали главному медику воинской части несколько вопросов, интересующих родителей военнослужащих, призванных из других регионов страны.

– Как Вы считаете, что все-таки может служить очагом заражения?

– Во-первых, ОРВИ – это сезонное заболевание, которому в нашем регионе способствуют резкие перепады температуры воздуха. Во-вторых, одной из причин может быть переохлаждение организма, а в-третьих, конечно же, скученность коллектива. Солдаты живут от 30 до 40 человек в одной казарме, это, безусловно, повлияло на распространение инфекции воздушно-капельным путем.

– Насколько условия проживания солдат в тесных казармах, построенных в далекие советские годы, влияют на их физиологическое и психическое здоровье? Кто следит за соблюдением чистоты в казармах и уборных?

– Трехэтажные казармы построены по одному типу. И хотя роты практически друг с другом не контактируют, то, что в одной казарме живет такое большое количество   солдат, действительно влияет на состояние их здоровья.

Убирают в казармах три раза в день с добавлением хлорсодержащих препаратов, кроме того, используются передвижные бактерицидные облучатели. За чистотой следят ротные санитарные инструкторы, фельдшеры, закрепленные за батальоном.

 Барсук или корова?

Акмолинцы и даже некоторые компетентные органы выдвигали разные версии того, откуда началось массовое заражение сельских жителей сибирской язвой, в том числе говорили, что одна из сельчанок перемолола на фарш мясо барсука и попробовала его на вкус в сыром виде…

– Госпитализировали 15 жителей Жаркаинского района, которые проходят лечение в Есильской районной больнице. У 11 из них лабораторно подтвержден диагноз «сибирская язва». У четырех медработники выставили диагноз клинически, то есть по симптомам заболевания. Все они трудятся в ТОО «Ушкарасу». Заразились люди от вынужденно забитого скота: они участвовали в забое четырех голов, транспортировке мяса и употребили его в пищу, – пояснил «АП» Серик Омарханов.

Он отметил, что после проведения санитарно-эпидемиологического расследования определены 35 контактных – работники предприятия и члены их семей. Сегодня они находятся под медицинским наблюдением. В домах, где проживают заболевшие, проведена общая и камерная дезинфекция постельных принадлежностей, мебели и других предметов быта. Из 536 кг говядины взяты пробы для лабораторных исследований. Из 21 исследованной пробы в 16 обнаружены ДНК сибирской язвы. Мясо, которое послужило источником заболевания для населения, изъято и уничтожено.

– Подчеркну: источником заражения людей послужило мясо крупного рогатого скота. Версии, которые выдвигают другие органы, находятся в их зоне ответственности, – отметил специалист. – Считаю, что в дальнейшем должен определиться источник заражения животных. Исследования проводит аккредитованная лаборатория особо опасных инфекций Национального центра экспертизы при Министерстве здравоохранения.

Серик Омарханов проинформировал, что сибирская язва может иметь легочную, кишечную и кожную формы. В результате своевременно проведенного комплекса санитарно-эпидемиологических мероприятий и слаженной работы всех профильных госорганов тяжелых больных нет: состояние всех пациентов оценивается как средней степени тяжести. Только у одного пациента выявлена кишечная форма, у остальных – кожная. Все заболевшие получают необходимое лечение, опасений за их жизнь нет.

Специалист отметил, что руководитель ТОО сам обратился во все соответствующие госструктуры.

К слову, кто из животных стал «нулевым» пациентом и где именно находится источник заражения, пока неизвестно… Думается, после всех исследований ветеринарная служба расскажет об этом…

Читайте также