Избранный аким или назначенный, кто к населению ближе?

История удачного пилотного проекта, включившего «зеленый свет» на пути совершенствования нашей молодой народной демократии.

13 августа 2023 года, 6 часов утра. Над пригородным поселком Красный Яр поплыла музыка. Что за праздник, спрашивали друг друга люди? Это был и вправду праздник: 4 участка приглашали односельчан прийти и отдать голоса за одного из кандидатов в акимы округа. Открылись буфеты, заступили на дежурство медики, прибыли телевизионщики.

Хорошо помню всенародные выборы в СССР, они постоянно превращались во всеобщие праздники. Концерты, нарядные тройки лошадей, на прилавках – дефицитные товары. Мы голосовали за наших вождей. А сегодня красноярцы отдают свои голоса за местного лидера. Новая ступень в низовой демократии: оказать доверие человеку местному, которого хорошо знаешь, понимаешь, что он будет работать на твои интересы – разве это не праздник?

Как позже стало известно, на избирательные участки пришли 80% потенциального электората, явка высокая. И говорит она о том, что простой народ соскучился по непосредственному участию в формировании органов власти на местах, которые в первую очередь и призваны служить ему, народу.

Звоню акиму Красноярского сельского округа Серикжану Макишу, поздравляю с убедительной победой на выборах – более 60 процентов голосов, вдогонку добавляю: «Теперь у тебя (чиновник молодой, стукнуло только 30 лет) главный начальник – народ. Заруби на носу, будешь плохо работать, прилетит обратка…»

Серикжан Макиш хорошо знаком красноярцам. Ведущий специалист, главный специалист, заместитель акима, аким – причем, повторимся, всенародно избранный. Что особенно важно, прошел школу лучшего сельского акима в Акмолинской области Базарбая Абуова.

Двадцатилетнему чиновнику (правда, не стыкуется, 20 лет – и уже чиновник, именно в таком возрасте пришел С. Макиш на госслужбу) решением акима было поручено благоустройство села. Бывало, по 10-12 часов подряд он руководил вывозкой мусора, придавая улицам и дворам привлекательный вид. В то время местные усердие молодого сотрудника акимата заметили, все чаще можно было слышать: «Наш Серикжан…»

Позже ему не повезло с наставниками, читайте, с акимами. После выхода на пенсию Базарбая Абуова он мог занять его кресло, однако у вышестоящего начальства были свои виды на освободившуюся должность. К слову сказать, Б. Абуова отправили на заслуженный отдых только по возрасту: сил, энергии, желания работать у него хватало на двоих, да и авторитет среди населения был незыблем. Уникальный случай: до сих пор жители звонят ему с просьбой помочь решить их проблемы, хотя уже семь лет он в официальной отставке.

Сопоставляя факты, прихожу к выводу: какой шеф, такой и зам. Сильно стараться – могут подрезать крылья, ничего не делать – уволят. Поэтому лучше выбрать середину. По моим многолетним наблюдениям, похожая ситуация имеет место быть во многих госорганах. Но если ты лидер, будь им во всех отношениях!

Последние его два шефа-назначенца бесславно покинули свой пост, один ушел на пенсию, другой – на повышение. Население их не приняло, люди между собой судачили: местный достойный есть, а присылают иногородних, почему?..

Когда в Красном Яре были назначены всенародные выборы поселкового руководителя, С. Макиш исполнял обязанности акима, о других кандидатах, а их было кроме С. Макиша трое, люди толком ничего не знали. И. о. акима одержал безоговорочную победу, обещая избирателям решить многие наболевшие проблемы. Они ему поверили и теперь с нетерпением ждут ответного хода.

Красный Яр – это почти Кокшетау, каких-то 10 км их разделяют. Бывший районный центр неохотно расстается со своими проблемами. Подробней о них расскажем ниже, а пока приведем выдержки из предвыборной программы кандидата С. Макиша с сопроводительным лозунгом «Слышать, понимать, действовать». В ней 10 основных разделов, из них я бы выделил ремонт дорог, установку детских игровых и спортивных площадок, благоустройство центральной площади, строительство комфортной школы в микрорайоне Геологов, строительство дополнительной котельной, сетей водоснабжения, канализации.

Для сельской территории размах внушительный, вопрос: реальны ли эти планы? Прежде чем на него ответить, расскажем вкратце, что сделано в поселке с населением в 16 тыс. человек за последние два года. Позже представлю свой комментарий, пользуясь статусом старожила Красного Яра.

Представленная акиматом информация под общим названием «Развитие Красного Яра» сообщает о таком объеме выполненных и планируемых работ, что местному населению впору позавидовать. Выделим основные моменты. Чаще всего фигурирует средний ремонт внутрипоселковых дорог. Обновились они на улицах Абылай-хана, Сейфуллина, Строительной, Желтоксан, Маметовой, Геологов, Островского, Уалиханова, Урожайной, Шакеева, Салахова, Первомайской, Кирова, Достык, Новоселова, Садовой.

Начаты работы по благоустройству центрального парка. Установлено дополнительное уличное освещение на улицах Геологов, Шоная, Строителей, Наурыз. Внимание: по количеству тротуаров, в основном новых, Красный Яр – безоговорочный лидер среди сельских округов. Они появились текущим летом на многих улицах пригородного поселка.

Ведутся конкурсные процедуры по строительству детских площадок. Высаживаются деревья, разбиваются цветники. Капитально отремонтирована центральная водонапорная башня.

На повышение качества жизни сельского населения работают около 10 целевых госпрограмм. На всех объектах, повторимся, только за последние 2 года освоено около 2 млрд тенге бюджетных средств. Согласитесь, для одного поселка сумма завидная, однако запросы растут и растут справедливо. Недоволен развитием Красного Яра его бывший аким Б Абуов. Канализация, качество воды, дороги, теплоснабжение – работы непочатый край, делится он, отлично зная все «узкие» места пригородного поселка. Кстати, при его акимстве проблемы решались более активно.

Что важно, Б. Абуова неплохо поддерживали местные предприниматели в рамках социального партнерства. Он находил с ними общий язык, приглашая участвовать в проекте «Привлекательный Красный Яр». После смены власти столь эффективный резерв, можно сказать, прекратил существование. Вопрос, почему Б. Абуову помогали, а его коллегам нет? Он весь отдавался заботам о населении, видя и зная это, бизнес шел навстречу. Помню, как вместе с ним на его служебной «Ниве» развозили по домам детей, когда разыгрался буран.

– На верхние этажи вода поступает только ночью, – продолжает он свой комментарий, опираясь на мнение жителей. – На улицах Кирова, Заречная – ни одной водозаборной колонки, страдает той же проблемой центральная улица Достык.

Базарбай Кабиденович привел такой пример. В «афганском городке» (окраина Красного Яра) проложили дорогостоящий асфальт без единой сточной трубы, тем самым образовав ловушку для талой воды. Жители радовались до первой весны, потом начались сплошные неудобства, зато наверх ушел гладкий отчет: объект сдан вовремя, бюджетные деньги освоены.

Ежегодно подает сигналы многострадальный аул Кызыл Жулдыз, входящий в состав сельского округа. Воду туда подвозят раз в неделю, а когда мост сносит паводком, что случается по весне ежегодно, доставляют воду еще реже. Автобус также в аул не ходит, жители добираются, кто как может.

Честно, нет большого желания зацикливаться на проблемах округа. Мое мнение, они решаемы, но с одним важным условием – при сильной и эффективной поселковой власти. С. Макиш в команде бывших акимов пребывал на вторых ролях, исполняя то, что ему поручали. Рулили его начальники, оставив молодому приемнику хлопотное хозяйство. Зато теперь, облеченный доверием населения, он получил такой карт-бланш, что, опираясь на него, можно и горы свернуть.

– Серикжан Мейрамулы (пора уже по имени-отчеству называть), – обращаюсь к акиму, – согласны со мной?

– Режим работы 24 на 7 стартовал 13 августа, – отвечает. – При этом власть и население должны быть единым целым. Например, мой первый шеф, аким Б. Абуов, не любил кабинет, находился всегда среди людей. Выигрышная практика, почему бы не продолжить…

– Первоочередные планы?

– Не будем гнать лошадей, дайте изучить, почувствовать свои возможности. Дороги, пристройка к котельной, вода – наиболее острые темы, ими и займусь.

У журналистов фантазия богатая, правда, иногда не стыкуется с реальностью – задаю акиму вопрос: «А что, если при сельском акимате открыть мини колл-центр, куда бы поступали все обращения граждан?»

– Предложение хорошее, надо подумать, – говорит. – Открыть не сложно, сложнее реализовать обращения. Сельская власть много может, но не все…

Сдержанность, взвешенность располагают, а эйфория еще никому не помогала.

Пожелаем избранному акиму успехов. Если ученик превзойдет учителя, как надеются красноярцы, им на этот раз с лидером повезло.

А теперь попробуем подвести итоги.

Прошел месяц после выборов, когда мы встречались с С. Макишем. В это время он съездил в Астану, где окончил учебу в академии госуправления, провел в Доме культуры и в акимате несколько встреч с жителями, каждый день настраивая себя и свою команду на большую работу. Хочется, чтобы у него все задуманное получилось.

Настала пора вернуться к главной теме, ради которой и была подготовлена эта публикация. Назначенный или избранный, кто лучше, кто эффективней?

Мнений много, взять того же Б. Абуова. Его акимом Красного Яра назначили, и уже через год чиновник стал любимцем народа. Стар и мал его почитали, ему доверяли. Накануне нынешних выборов я позвонил Базарбаю Кабиденовичу, которому 67 лет, намереваясь проверить его боеготовность и дальше служить людям: «Пробуйте самовыдвиженцем, победа будет обеспечена…». «Пусть молодежь работает, у Серикжана получится», – отреагировал он на мое предложение.

Лично я – за избранного акима. Назначенные не всегда себя оправдывают, чувствуя поддержку не снизу, а сверху, тем самым отрываясь от местного населения, стараясь лишний раз угодить начальству. С таких и взятки гладки. А когда мандат доверия в кармане – совсем другое дело. От имени народа на любом уровне можно требовать улучшения качества жизни, при этом оставляя за скобками собственные интересы. Других «подвигов» люди от власти не ждут.

Между прочим, выборность сельских акимов практикуется давно, уже не первый год за них голосуют депутаты местных маслихатов. По моему глубокому убеждению, данная демократическая процедура отчасти носила формальный характер. Депутаты, как правило, кандидатов видели впервые, мало что о них слышали, но раз надо, голосовали.

И даже в этом случае, кто царь и бог для сельского лидера? Правильно, вышестоящий аким, ему он служил ретиво. Дальше комментировать не буду, главные роли уже распределены, местному населению достаются второстепенные.

Всеобщие выборы сельских акимов – пока пилотный проект. И, судя по всему, слово «пока» из обихода скоро уйдет. Выше народного доверия ничего нет, а раз так, этому пути надо следовать, для блага того же народа.

Кто-то подумает: не успели избрать, как о нем в газете пишут. Объясняю: С. Макиш сегодня – не герой нашего романа, чего он стоит и стоит ли, покажет время. Вместе с тем, с какой стороны не возьми, за него проголосовали люди, зная его, поверив ему. Пусть успех предварительный, но это уже успех. Через некоторое время, обещаю читателю, вернемся к этой теме и проверим, оправдал ли С. Макиш доверие односельчан.

Древние мудрецы говорили: «Для того, чтобы стоять на месте, надо быстро бежать». Сильно сказано, завидую, а для себя перевожу: хочешь цели добиться, приготовься работать и работать. Такова участь избранных акимов!

Александр КУЗЕННЫЙ.

Р.S. Пока готовился материал к печати, узнаю: служебное удостоверение избранному акиму подписал не вышестоящий руководитель, а председатель избирательной комиссии. Даже этот чисто технический эпизод имеет свою подоплеку: отдаляет чиновника от начальства, приближая к населению.

Читайте также