— Вопросы строительства и реконструкции автодорог республиканского, областного и районного значений рассмотрены на Штабе по реализации предвыборной программы Главы государства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на Рrimeminister.kz.
Министр транспорта Марат Карабаев доложил, что Президентом поставлена задача до 2029 года качественно построить и реконструировать 8 тысяч км дорог республиканской сети.
В ближайшие годы планируется поэтапная реализация приоритетных автодорожных проектов общей протяженностью 4,7 тысячи км. Они направлены на модернизацию отрасли и укрепление транзитного потенциала республики на Транскаспийском международном транспортном маршруте.
Первоочередными на сегодняшний день являются три проекта на 2 тысячи км, по которым имеется высокая проработка. Это трассы «граница Российской Федерации — Мартук — Актобе — Улгайсын — Кызылорда», «Жезказган — Караганда» и «Обход города Сарыагаша». На некоторых участках строительно-монтажные работы уже идут, по другим ожидается начало в 2024 и 2025 годах.
Наряду с этим продолжается развитие инфраструктуры придорожного сервиса. Сегодня вдоль трасс республиканского значения функционируют более 1,6 тысячи объектов сервиса, 78% из них отвечают требованиям Национального стандарта. До конца года планируется запустить еще 78 новых объектов, а также 25 теплых санитарно-гигиенических установок. В целом к 2029 году будет обеспечено строительство свыше 300 новых объектов сервиса, соответствующих Национальному стандарту.
Что касается местной сети дорог, то на сегодняшний день из 70 тысяч км 85% в нормативном состоянии. В текущем году акиматами ведутся работы на 4,2 тысячи км. В целом до 2029 года запланирован ремонт 14 тысяч км дорог областного и районного значений.
Вместе с тем в рамках реформирования автодорожной отрасли внедряются механизмы ужесточения контроля за процессом строительства автодорог и совершенствуются нормативные документы.
Премьер-Министр подчеркнул, что до недавнего времени конкурсы по крупным автодорожным проектам, реализуемым за счет средств международных финансовых организаций, зачастую выигрывали подходящие по требованиям иностранные компании. Затем они передавали заказы на субподряд казахстанским фирмам.
Теперь же, в результате проведенной работы по изменению некоторых требований (снижение годового финансового оборота, добавление необходимости иметь свою спецтехнику в РК, недопустимость передачи свыше 50% работ в субподряд и т.д.), казахстанские компании самостоятельно, либо объединяясь в консорциумы, могут выигрывать такие конкурсы и значительно увеличивать свои доходы.
На заседании с докладом также выступил председатель правления АО «НК «ҚазАвтоЖол» Мейрхат Касымбаев. О работе, проводимой в регионах, рассказали акимы Западно-Казахстанской области Нариман Турегалиев, Атырауской области — Серик Шапкенов и области Жетысу — Бейбит Исабаев.
Премьер-Министр подчеркнул, что транспортная отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны. В текущем году реализован первый концессионный проект «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога», обеспечивающий проезд порядка 50 тысяч автомобилей в сутки. Близятся к завершению крупные автодорожные проекты: «Алматы — Караганда», «Талдыкорган — Усть-Каменогорск», «Мерке — Бурылбайтал», «Актобе — Кандыагаш» и «Атырау — Астрахань».
При этом глава Правительства указал, что зачастую качество дорог не выдерживает критики.
«Вы знаете, сколько идет жалоб от населения. Для простого человека нет разницы — дорога республиканская или местная. Ему нужны хорошие дороги возле дома, в городе, селе или между населенными пунктами. Это нужно всем нам, нашей экономике», – сказал Алихан Смаилов.
Он отметил, что строительный сезон уже идет к завершению, поэтому в сентябре следует значительно активизировать дорожно-строительные работы. При этом Премьер-Министр потребовал обеспечить надлежащее качество дорог, «чтобы весной асфальт не сошел вместе со снегом».
«Становится нормой, когда акиматы затягивают восстановление дорожного полотна после проведения инженерных коммуникаций. Ярким примером служит отсутствие дороги более 5 лет после прокладки коммуникаций в микрорайоне Карасу города Алматы. Группа активистов направила иск в Специализированный межрайонный административный суд. При этом технадзор и управление энергетики отчитались о качественном восстановлении дорожного полотна. Также на отсутствие дороги жалуются жители микрорайона Рахат в Алматы», — озвучил Алихан Смаилов.
Как отметил глава Правительства, особого внимания требуют дороги, связывающие населенные пункты с «внешним миром» — когда от ее состояния или наличия в целом зависит жизнь и здоровье людей.