Ботай. Какими они были?

«Ботайская культура является матрицей степной цивилизации, которая дала всему миру начало конно-транспортной эры, она определила векторы развития на тысячелетия вперед. В Ботае закладываются все основы степной жизни».

Слова Виктора Зайберта – ученого, прославившего наш край великим открытием, – не раз звучали в областном историко-краеведческом музее на церемонии открытия выставки «Ботай. У истоков степной цивилизации».

Ценнейшие экспонаты привезли к нам сотрудники РГКП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ботай».

– Ботайская культура, ставшая очагом зарождения, тригерром всей мировой древней конностепной цивилизации, представлена уникальными памятниками археологии на территории Северо-Казахстанской и Акмолинской областей, – подчеркивал директор музея-заповедника Куаныш Шакшаков.

Вспомнили, конечно и о том, с чего начиналось открытие. Выбирая очередное место для будущих раскопок, тогда молодой еще ученый Виктор Зайберт отправил для разведки на берег Иманбурлыка двух  младших коллег. Очень быстро они вернулись к наставнику с кепкой, полной обломков кремневых изделий. Тогда никто не мог и предположить, насколько сенсационной окажется эта находка. Только за первую неделю раскопок в этом месте удалось собрать более 40 тысяч артефактов.

Среди них – самые ранние на Земле свидетельства одомашнивания лошади. Несмотря на тысячелетия, на найденных стенках черепков глиняных сосудов сохранились жировые молекулы кобыльего молока. Подтверждения одомашнивания лошади были получены и в ходе изучения костей и зубов, свидетельствующие о том, что животные носили удила.

Часть артефактов, доказывающих, что именно в нашей степи лошадь стала служить человеку, мы можем увидеть на этой выставке: компактной, красочной, познавательной.

Фаланга лошади – кость, находящаяся в нижней части конечности, переходящая в копыто. Часто фаланги и подпяточники лошадей украшались орнаментами, подчеркивающими особое отношение человека к этому животному.

Ребро лошади – это дугообразная кость, сверху которой выделяют шейку, бугорок и головку. Последняя попадает в реберную ямку позвонка и формирует сустав. Из реберных костей животных изготавливались костяные штампики для нанесения орнамента на керамическую посуду. Также изготавливались пинцеты, кочедыки для натяжения тетивы.

Кочедык – это костяное орудие труда из реберных костей животных, которое шлифовалось и затачивалось с помощью терочников, шлифовальной плитки. Использовалось во время плетения ограждений из тальника, речной ивы. Кочедык упрощал плетение заборов.

Сверла были нужны ботайцам для изготовления дисковидных орудий с помощью сверлильного станка. Иглы для шитья делали из костей рыб и птиц.

Инструменты  часто изготавливали из листовидного яшмокварцита с использованием техники отжима и ретуширования.

Рукоятки копей, короткоствольных копей и стрел изготовлены путем выжигания из дерева, ивы. Технология требовала мастерства и терпения: пиломатериал постепенно нагревался, размягчался и удерживался над костром до тех пор, пока не приобретал нужную форму.

Стрелы украшены перьями диких птиц, на которых охотились ботайцы. Лук сделан из дерева, росшего на берегу реки. Тетива изготавливалась из конского волоса.

Дротик считается метательным оружием и используется при ловле быстроходных животных. У дротиков с короткой рукояткой был короткий выжженный ствол. Концы завязаны конским волосом. Во время охоты наконечник стрелы или короткого копья застревает в теле животного, что приводит к серьезным травмам. Если дерево сломано, наконечник сохраняет свою целостность, поэтому часто оружие передавалось из поколения в поколение.

Болас – метательный инструмент из мелкозернистого и крупнозернистого песчаника, а также глины. Боласы бывают овальной и полуовальной формы. С помощью вращательных движений боласы бросали в тела животных, чтобы снизить скорость их бега. Ботайцы с помощью пращи смогли кидать боласы на расстояние до 300 метров.

Ножи, скребки и скребла использовались для снятия шкур с лошадей, разрезания кожи на лоскуты для вытягивания веревок.

Провертка и развертка – режущий инструмент, служащий для расширения (развертывания) круглого отверстия. Ими снималась тонкая стружка, чтобы добиться точного размера и чистой поверхности отверстия.

Терочники использовались для затачивания орудия из кости и дерева – проколок, игл. Проколки изготавливались из берцовой кости как мелких, так и крупных животных и затачивались с помощью терочников.

Сверлильный станок, служивший ботайцам тысячелетия назад, до наших дней, конечно, не дошел. Но реконструирован руководителем научного отдела музея Женисом Темирханом с предельной точностью.

Диски и пряслица применялись в качестве молотов, утяжелителей при рыбной ловле, инструментов для плетения веревок из растений. Они изготавливались из яшмокварцита, песчаника, плиточника. Иногда встречались заготовки из кварцита.

Ретушер был нужен ботайцам для нанесения мелкой отжимной ретуши на рабочее лезвие большинства каменных режущих орудий труда: ножей, скребел, пластин, скребков.

Клин из гранита – вытянутой продолговатой трехгранной формы. Использовался для расщепления деревянных основ, каменных глыб при домостроительстве, как плотницкий инструмент.

Знаменитый череп человека со следами трепанации свидетельствует о том, что далекие предки и хирургическими навыками обладали. Предположительно, трепанацию сделали 11-летнему ребенку. После операции он прожил еще 17 лет. Представлен и ланцет – прообраз современного хирургического скальпеля.

Останки лошадиных костей интересны их дальнейшим использованием в качестве орудий труда, предметов, наделенных сакральным смыслом.

Кроме орудий труда из камня и кости ботайцы изготавливали керамическую посуду. На выставке можно увидеть фрагменты керамики ботайской культуры, сделанные из специальной глины, смешанной с полевым шпатом. Глина взята с берега реки Иманбурлык.

Керамический сосуд представляет собой полуяйцевидную форму с открытой прямой или изогнутой или истонченной «шеей». Процесс изготовления керамической посуды мог занять более недели. Сначала ее лепили вручную, добавляли песок, кремневый камень и выравнивали яшмокварцитовой шпаклевкой под названием лощила. Затем с помощью штампиков декорировали геометрическим орнаментом. Далее заготовку нагревали до температуры 1 000 градусов. Узоры на керамике: еловые, ромбовидные, горизонтальные, оформлены в веревочном стиле. Комбинации элементов различны.

Мы хорошо знаем, что «мода – это хорошо забытое старое». Но чтобы настолько старое, но отнюдь не забытое! Взгляните на это платье, изготовленное по лекалам тысячелетней давности! Ну кто из наших дам откажется от такого! Да еще из стопроцентной льняной ткани. А аксессуары как подобраны!

Все тонкости древних технологий досконально освоил реставратор Юрий Тихонов. Да и сам он за годы работы в музее стал вживаться в образ предков.

– Делаю копии артефактов. Не устаю восхищаться. Восторгаюсь орнаментом. И думаю: «Кто это делал? Каким он был?» – делится он своими ощущениями.

Уверены, что подобные вопросы задаст себе каждый посетитель выставки. Сделать это можно до третьего октября.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также