В защите прав помогут

«В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией». (Конституция РК. Статья 12)

В реализации этого фундаментального положения Основного закона страны немалую роль играет созданный в 2002 году институт Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.

Принятый в 2022 году Конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» значительно расширяет его возможности. Одной из особенностей закона стало укрепление аппарата института вплоть до создания региональных представительств.

Сегодня мы беседуем с представителем Уполномоченного по правам человека в РК по Акмолинской области Динарой Таженовой.

– Динара Канатовна, чем вызвана необходимость создания региональных представительств?

– Открытие представительств в регионах – это новелла в государственной структуре. Могу уверенно говорить о том, что этот факт – еще одно подтверждение внимания, уделяемого руководством страны защите прав казахстанцев.

Центральный офис Уполномоченного по правам человека в РК находится в столице, штат небольшой, очень сложно детально анализировать каждое обращение, реагировать оперативно.

И далеко не каждый житель нашей большой страны, считающий, что нарушены его права, готов ехать в Астану, для этого нужны время и средства. Так что главная цель региональных представительств – расширить возможности людей защищать свои права, помочь им в этом.

Важная часть нашей работы – мониторинг различных сфер, в которых возможно нарушение прав, превентивная работа. Личные приемы, встречи с трудовыми коллективами, участие в круглых столах, выступления в региональных СМИ нацелены на повышение уровня информированности, правовой культуры граждан. Шансы защитить свои права у грамотного, информированного человека гораздо выше. А мы готовы помочь каждому. Конечно, в рамках правового поля.

– С чего начиналась Ваша работа?

– С обустройства офиса и налаживания контактов. Я назначена распоряжением Уполномоченного по правам человека в РК в октябре прошлого года. Поиск помещения для офиса, ремонт, организационные вопросы…

Знакомилась с руководителями департаментов и управлений, общественными организациями, рассказывала о наших задачах, принципах работы. Важнейший из них – конфиденциальность. Выступала в СМИ. Очень благодарна «Акмолинской правде». После публикации моего материла «Если нарушили ваше право» (АП 14.07.2023) звонков в наше представительство стало больше.

В целом хочу отметить, что во всех органах местной исполнительной власти области встречала полное понимание и готовность к конструктивному сотрудничеству, в том числе в правоохранительных органах. Уже реализуем намеченные совместные планы работы. Вместе с сотрудниками прокуратуры, других ведомств проводим личные приемы граждан в районах области.

– Каковы первые результаты работы?

– Результатом нашей работы должны стать повышение правовой культуры, готовность и умение защищать свои права. Согласитесь, что каких-то прямых количественных критериев в такой сфере в принципе не существует. Только косвенные.

Глобально, конечно, главным критерием должно быть снижение количества нарушений прав граждан. Но в любой стране мира это дело не одного дня, зависит от множества факторов. Главные из них, очевидно, социально-экономическое положение страны, общий уровень культуры, грамотности граждан. В этих вопросах складывается положительная динамика.

Встречаясь с разными людьми, могу с уверенностью охарактеризовать уровень правовой культуры акмолинцев как достаточно высокий. По многим спорным вопросам люди занимают взвешенную позицию, хорошо знают, как действовать, куда обращаться в случае нарушения их прав.

Мы помогаем каждому обратившемуся к нам. С января этого года в адрес представительства Национального центра по правам человека по Акмолинской области поступило свыше 200 как устных, так и письменных обращений. На приемах в разных районах области приняли свыше 100 человек.

Сколько людей звонят ежедневно, сосчитать трудно. Отвечаем на каждый звонок. Консультируем, разъясняем, как действовать в сложившейся ситуации. Чаще всего после этого необходимость в дальнейшем разбирательстве отпадает.

Если человек самостоятельно решить проблему не может, рекомендуем обратиться к нам с письменным заявлением. По существующим правилам, только в этом случае мы можем обращаться в МИО, организации, где, по мнению человека, его права нарушены.

Все больше людей узнают о нашем представительстве и наших возможностях. Об этом можно судить по динамике количества обращений. Если в первые месяцы работы к нам приходили не более 10 человек, то теперь – вдвое больше.

Хочу подчеркнуть, что это вовсе не свидетельствует о том, что права человека стали чаще нарушать. Помимо СМИ, заработало и сарафанное радио: «Мне там помогли, и ты попробуй».

– Какие категории граждан обращаются чаще всего, с какими проблемами?

– Половина обращений – от осужденных, людей, находящихся в местах лишения свободы. Несогласны с приговором, жалуются на качество медицинской помощи, цены в магазинах, находящихся на территории  исправительных учреждений.

В первом случае разъясняю, что правом обжалования судебных решений мы не обладаем. На открытых судебных процессах присутствовать можем, так же как любой другой гражданин РК, в том числе и журналисты. Но последнее слово всегда остается за судьей.

Что касается медицинской помощи, должна сказать, что областное управление здравоохранения на наши обращения реагирует оперативно и конструктивно.

По поводу цен сложнее. Рыночные отношения мы отменять не можем. Но, во всяком случае, добились того, чтобы покупатели о ценах узнавали не со слов продавца, а глядя на ценник.

Остальные обращения – по вопросам невыплаты заработной платы, назначения пособий и выплат, установления инвалидности…

– Динара Канатовна, не раз присутствовала на личных приемах депутатов, партии «AMANAT»… Нередко на прием приходят люди, прошедшие все инстанции, понимающие, что законным путем они своего не добьются. Но надеются, что на МИО, суд «надавят». Вам не приходится сталкиваться с такой категорией людей?

– Таких немного, но они есть. Сразу констатирую, что мы неукоснительно работаем в рамках правового поля. Подолгу разъясняем, к примеру, что нельзя одновременно получать все имеющиеся в государстве пособия. Что у данной семьи нет оснований претендовать на определенные льготы. Наши первые помощники в этой разъяснительной работе – специалисты социальных служб.

Все больше понимаю, что институт Уполномоченного по правам человека в РК становится неким мостом между гражданами и органами власти. И это нужно и первым, и вторым. Стране в целом.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также