О том, как действуют мошенники, написано немало. Но судя по сводкам департамента полиции Акмолинской области, доверчивые граждане по-прежнему добровольно расстаются со своими сбережениями. А в некоторых случаях речь идет о немалых суммах…
– Проведенная в текущем и в прошлом годах массовая праворазъяснительная работа с охватом всех учащихся области и крупных трудовых коллективов позволила за два года снизить количество зарегистрированных интернет-мошенничеств на 27%, с 582 до 421. Однако, несмотря на общую динамику снижения регистрации мошенничеств, наши граждане в погоне за легкими деньгами все еще становятся жертвами злоумышленников, постоянно меняющих способы, тактику и инструменты своей противозаконной деятельности. Как правило, интернет-мошенники используют подмену номеров телефонов, IP- адресов, нередко представляются представителями банков или правоохранительных органов, – отметил прокурор Акмолинской области, государственный советник юстиции 3 класса Айдос Майлыбаев.
Чтобы предотвратить мошенничество, достаточно вовремя проявить бдительность. Необходимо помнить, что сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не звонят по собственной инициативе, а реклама с обещанием «легких» денег скорее всего приведет к потере заработанного своим трудом. Хотя иногда может помочь случай. Так, житель г. Кокшетау Кайрат Н. едва не стал жертвой мошенников. Выручил его… вовремя не пополненный банковский счет. В популярном приложении «OLX» мужчина искал квартиру в долгосрочную аренду. Его внимание привлекло объявление с несколькими фотографиями уютных однокомнатных апартаментов в центре города. Ежемесячная аренда была на 30 тысяч ниже, чем в других предложениях.
– Конечно, мне понравилась возможность снять жилье дешевле. Тем более на фото и ремонт хороший, и мебель новая… Я позвонил по номеру и мне сразу ответила женщина. Она сказала, что сдает жилье в связи с переездом в другой город и желающих посмотреть квартиру уже немало. Но если я переведу ей предоплату за месяц вперед, я смогу посмотреть условия проживания завтра, так как она в настоящее время выехала на похороны в сельскую местность. А если мне что-то не понравится, она при встрече переведет мне всю сумму обратно… – рассказывает он.
Сомнений эта история у Кайрата не вызвала, но нужной суммы на счету у мужчины не оказалось. На следующий день, получив зарплату, он снова позвонил по заветному номеру. «Набранный вами номер не существует…» – услышал он в трубке. Через пару дней на перекуре коллега рассказал ему, как стал жертвой мошенников, «сдающих» несуществующее жилье. Он, в отличие от Кайрата, сразу же перевел нужную сумму, а на следующий день перед «просмотром квартиры» телефон лжехозяйки оказался отключенным…
Коллега Кайрата обратился в правоохранительные органы. Шанс, что мужчине удастся вернуть деньги, переведенные мошеннице, невелик. Как сообщил на брифинге в Министерстве внутренних дел начальник центра по борьбе с киберпреступностью департамента криминальной полиции МВД РК Жандос Сүйинбай, в текущем году в Казахстане зарегистрировано 9 тысяч преступлений, связанных с интернет- и телефонными мошенниками. Из них раскрыли только 2 тыс. преступлений, или 22,2%.
Айдос Серикханович подчеркнул, что прокуратура области регулярно проводит заседания координационного совета с приглашением представителей банков второго уровня, где уже приняты ряд конкретных инициатив и Дорожная карта по противодействию мошенничеству. Правоохранительным органам совместно с банками второго уровня предложено проработать эффективные механизмы борьбы с мошенничеством.
– На сегодня все мы – правоохранительные, государственные органы и финансовые организации – боремся с мошенничеством, массово разъясняем гражданам новые способы злоумышленников. Однако мошенники с каждым разом становятся все более и более изобретательными… – подытожил прокурор.