«Сроки строительства сорваны. Подрядчик, выигравший тендер, оказался недобросовестным». «На подрядчика подали в суд, после решения объявим новый конкурс. Но гарантии, что другая компания окажется более квалифицированной, нет». «Подрядчик стройку закончил, уехал, разыскать и потребовать устранить выявленные недоделки не можем. На связь не выходит».
Надеемся, что вскоре подобных объяснений причин некачественного и несвоевременного строительства многих объектов, звучащих чуть ли не на каждом совещании, станет меньше. Основание для надежд – изменения в системе госзакупок, а именно – проведение конкурса способом рейтингово-балльной системы.
О ее особенностях на встрече с руководителями НПО рассказал заместитель руководителя областного управления по государственным закупкам и коммунальной собственности Аскар Абильмажинов.
Главное новшество – дополнительная условная скидка в размере одного балла компаниям местным, находящимся в соответствующей административно-территориальной единице в границах области. И отрицательная условная скидка – 0,1% за каждый имеющийся у поставщика договор, заключенный в текущем финансовом году.
Надо сказать, что «фора» для местных поставщиков услуг весьма существенная. Если стоимость заказа не превышает 600 млн тенге, то максимально возможное количество баллов – 8. Если выше – 13.
Существенно уменьшатся и шансы «всеядных» компаний, выигрывающих множество конкурсов, а потом нанимающих субподрядчиков. 10 заказов – минус один балл.
Остальные условия для всех равны: решающий фактор – опыт работы, размер уплачиваемых налогов…
– Если компания занижает налоги, а то и вовсе от них уклоняется, шансов у нее немного, – подчеркивал Аскар Серикович. – Представленные данные проверяют органы казначейства. Наличие заявленных ресурсов (необходимой техники, квалифицированных кадров) проверяется на стадии лицензирования. «Нарисовать» не получится.
Как и оспорить результаты конкурса, проводимого по рейтингово-балльной системе: «Победитель определяется автоматически, без малейшего участия человеческого фактора. Нам остается подписать и разместить на портале». Обжалованию не подлежит».
Но рейтингово-балльная система применяется только при проведении конкурсов на строительно-монтажные работы и проектирование. Во всяком случае, пока.
Так что, признаюсь, поначалу было не совсем понятно, чем полезна эта информация руководителям НПО, участвующим в конкурсах на получение госсоцзаказа. Лоты, на которые они претендуют, как правило, касаются проведения мероприятий, воспитания правовой, антикоррупционной культуры, пропаганду ценностей.
Но сегодня все больше общественных организаций начинают заниматься мониторингом и контролем. Так что им эта информация нужна. И, видимо, не только им.
– Когда мы на уровне республики начинаем говорить, что наши местные НПО «не выживают», потому что лоты выигрывают организации из других регионов, то слышим один и тот же ответ: «А вам кто мешает?» – отреагировал на начавшуюся дискуссию заместитель руководителя областного управления внутренней политики Жандаулет Кылышбаев.
Так что же действительно мешает? Пресловутый принцип «наименьшей цены» – отсюда откровенный демпинг. В итоге остается сумма, для эффективной работы явно недостаточная. Это очевидно всем, но при нынешних правилах изменить ничего нельзя.
Существует реестр недобросовестных поставщиков различных услуг. Компания, попавшая в него решением суда, с рынка уходит надолго, лишается права участвовать в конкурсах. Есть ли такая опасность для получателей госсоцзаказа? На этот вопрос Жандаулет Тулепбергенович дал отрицательный ответ.
А жаль. Думается, что если бы заказчик, подписывающий акт выполненных работ и выплачивающий наши с вами бюджетные деньги, был принципиален, контролировал эффективность и качество работы на протяжении всего срока реализации лота, то «залетных» НПО было бы меньше. Поостереглись бы.
По роду своей работы посещала множество мероприятий, организованных в рамках госсоцзаказа. Воочию видела, что часть заказчиков (в данном случае, управление внутренней политики) не просто помогает НПО, а большей частью сам их и проводит.
Хорошо помню слова заместителя акима одного из городов нашей области: «Приехали: «Предоставьте нам помещение, соберите аудиторию…» Почему МИО должны это делать? Мы и сами таких лекций множество проводим. И денег для этого не требуем».
Но это только часть ответов на вопрос, кто и что мешает местным НПО лоты выигрывать. Главный ответ – в словах Жандаулета Тулепбергеновича: «Общественные организации должны быть конкурентоспособными. Нельзя «подтягивать их за уши» только из-за того, что они наши».