Продали продукцию с браком… Продавец отказывается менять товар, подлежащий гарантии… На полке в супермаркете одна цена, а на кассе – другая… Наверняка каждый из нас хоть раз сталкивался с подобными случаями. Можно пройти мимо, а можно попробовать отстоять свои права и вернуть потраченные деньги. Кто защищает права потребителей? На этот вопрос искали ответ корреспонденты «АП».
Нарушил? Плати!
– За первое полугодие текущего года от физических и юридических лиц поступило 420 обращений. Из них 161 решено, по 215 даны разъяснения, 8 отозвано. Остальные перенаправлены в другие ведомства, – рассказывает руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Акмолинской области Ерлан Аубакиров.
По словам руководителя ведомства, из года в год количество обращений увеличивается, но причины остаются все те же. Чаще всего потребители заявляют о нарушении их прав в сферах розничной и электронной торговли, бытового обслуживания, ЖКХ, а также при оказании услуг связи, образования, медицины, общественного питания, финансовых и транспортных услуг. Заявителям возвращены денежные средства на общую сумму 13,5 млн тенге.
– В основном потребители сталкиваются с отказом в обмене или возврате товара как надлежащего качества в течение 14 дней, так и ненадлежащего качества в период гарантийного срока, предприниматели отказываются проводить экспертизу товара, принимать претензию. В мелких бутиках, как правило, отсутствует информация об ИП, департаменте и субъектах досудебного урегулирования потребительских споров, поэтому только единицы обращаются с претензией к продавцу, – отмечает Ерлан Ермекович.
Также спикер отметил, что с каждым годом растет число потребителей, приобретающих товары через интернет-магазины Instagram, Wildberries, Kolesa.kz и т.д. Часто этими площадками пользуются мошенники, поэтому много обращений связаны с фактами обмана.
По обращениям госорганов и потребителей ведомство провело 24 проверки. Выявлены 11 нарушений правил надбавки на социально значимые продовольственные товары.
– Чаще всего завышают цены небольшие продуктовые магазины, но проверка показала, что такие факты есть и в супермаркетах, среди которых – популярные «Small» и «Inmart». Конечно, такие факты не должны оставаться безнаказанными. По делу об административном правонарушении мы вынесли 11 постановлений. В случае повторных нарушений предприниматели будут наказаны штрафами, – отметил руководитель ведомства.
При областном акимате работает комиссия по расследованию посреднических схем. В результате в г. Кокшетау налажены прямые поставки молочной продукции ТОО «Milk Project» и КТ «Зенченко и К» по ценам производителей. За счет исключения звеньев посредников цены удалось снизить на 10-15%.
Не хлебом единым…
– О качестве и правилах отпуска непищевой продукции заботится департамент комитета технического регулирования и метрологии Акмолинской области, – отмечает руководитель ведомства Нурбек Хабиев.
Так, за истекший период департамент инициировал 145 проверок, в результате которых были выявлены нарушения. Чаще всего – в сферах государственного метрологического контроля, реализации драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, технического регулирования и аккредитации, наибольшее число нарушений отмечено по соблюдению Законодательства «Об обеспечении единства измерений». Нарушители наказаны штрафами на общую сумму более 8,8 млн тенге.
– Департамент рассмотрел восемь обращений от физических и юридических лиц, – информирует Нурбек Ермекович. – Чаще всего поступают жалобы на качество автомасел и антифриза, есть нарекания по отпуску сжиженного газа.
Чтобы минимизировать нарушения и риски, контроль и надзор направлены в основном на нарушителей, тем самым сокращается количество проверок добросовестных субъектов предпринимательства. Такие субъекты не включаются в списки профилактического контроля.
К слову, всю информацию о требованиях законодательства в области технического регулирования, стандартизации и метрологии можно получить на официальном сайте ведомства, удобные условия информационного обмена созданы на площадке региональной палаты предпринимателей.
Куда обращаться?
Для повышения осведомленности потребителей в вопросах защиты своих прав, а субъектов предпринимательства – о необходимости соблюдения требований законодательства, ведомства ведут аккаунты в социальных сетях Facebook и Instagram, где можно найти немало полезной информации для повышения правовой грамотности.
Если у потребителя есть доказательства фактов нарушения его прав – фото- и видеоподтверждения, фискальные чеки – подать жалобу можно удаленно через единую информационную систему приема жалоб в сфере защиты прав потребителей. Также для удобства акмолинцев функционирует телеграмм-бот департамента торговли и защиты прав потребителей @kzpp_bot, телефон горячей линии, обрабатываются запросы через электронное правительство еgov.kz, а также отслеживаются обращения в социальных сетях.
– Необходимо отметить, что подобный формат дает оперативную обратную связь с населением. Мы получаем возможность не только проводить разъяснение тех или иных вопросов, касающихся защиты прав потребителей, оперативно реагировать на проблемные ситуации, но и решать их, – уверяют руководители ведомств.