До начала учебного года осталось…

Людям, далеким от сферы образования, может показаться, что подготовка к новому учебному году всегда проходит по давно отлаженному алгоритму: документы приняли, классы, группы сформировали, ремонт провели…

Но люди, в этой системе работающие (особенно на ответственных постах), хорошо знают, сколько возникает новых, в том числе и проблемных моментов. Тем более, что маленьких акмолинцев в детских дошкольных, учебных учреждениях с каждым годом становится больше.

В прошлом учебном году в 542 школах области завершили обучение 135 536 учащихся. В новом году за школьные парты сядут уже более 137 000 человек. Первоклассников (14 731) в этом году на 2 000 больше, чем в предыдущем. И это уже устойчивая демографическая тенденция.

– Создать комфортные и безопасные во всех отношениях условия для детей – наша прямая обязанность, – подчеркивал аким области Ермек Маржикпаев на аппаратном совещании, посвященном вопросам подготовки к новому учебному году и ходу строительства объектов образования.

Важнейший аспект подготовки – это, конечно, кадры. И здесь есть над чем работать. На вопрос Ермека Боранбаевича «Получается, что в новом учебном   году десятки школ начнут работать без директора?», руководитель областного управления образования Шокан Оразалин был вынужден ответить утвердительно. Ежегодно вакантными остаются более 100 должностей директоров школ.

К началу нынешнего года не хватало 172 руководителя организации образования. Сегодня – 123.  За первое полугодие в 162 конкурсах принял участие 131 кандидат, по их итогам назначены на должность всего 80 человек. Остальные кандидаты либо не соответствовали квалификационным требованиям, либо не смогли сдать тесты.

В любом случае, как видим, желающих стать руководителями организаций образования совсем немного. И такая ситуация не только в нашей области. Педагогов понять можно: ответственность велика, а зарплата ниже, чем, к примеру, у учителя-предметника с высшей категорией.

Пока этот перекос не будет устранен в целом по стране, надеяться приходится только на любовь к профессии, школе, чувство ответственности за детей и коллектив.

Определенные проблемы создает и ставшая обязательной ротация первых руководителей организаций образования. В этом году в нашей области этой процедуре подлежали 39 руководителей: 12 директоров школ, 4 заведующих детскими садами, 8 руководителей организаций дополнительного образования, 7 руководителей колледжей, 8 заведующих центрами психолого-педагогической коррекции. На заседании комиссии принято решение ротировать шестерых. Остальные работают на   прежнем месте. Причина понятна: в селе одна школа и один детский сад. Перемещать людей некуда. Вторая причина: среди руководителей много людей предпенсионного возраста, а за два года до его достижения ротация исключена.

– Работать с каждым индивидуально, искать, растить кадры, – таково одно из поручений акима области. – Уже сегодня думать, кем заменить выходящих на заслуженный отдых руководителей.

Как только завершился учебный год, в области были реорганизованы девять малокомплектных школ и закрыты пять начальных, в которых обучались восемь человек. Все учителя трудоустроены в школах близлежащих сел, детям организован подвоз.

Ермек Боранбаевич акцентировал внимание на том, что акиматам необходимо взять освободившиеся школьные здания на баланс, рационально их использовать.

Несмотря на то что конкурс на педагогические специальности вузов растет с каждым годом, и из 346 акмолинцев, обучающихся по грантам акима области, в этом году 79 выпускников стали дипломированными учителями, 54 учителя не хватает.

«Где-то густо, а где-то пусто», увы, сегодня применимо для характеристики сложившейся ситуации. В городах – переизбыток, учителя принимаются на работу только по результатам немалого конкурса. В отдаленных селах учить детей часто некому.

Все очевиднее становится необходимость усовершенствовать си-стему присуждения грантов акима области, отдавать приоритет выпускникам  сельских школ, в которые они будут обязаны вернуться. Назрела необходимость присуждать гранты тем, кто хочет стать учителем предметов естественно-математического цикла. Учителей физкультуры, к примеру, у нас переизбыток. Чего не скажешь о физиках и химиках.

С первого сентября все ученики начальных классов области (более 58 тыс.) будут обеспечены бесплатным питанием. На эти цели из областного бюджета выделены  1,4 млрд тг.

Деньги немалые. Аким области подчеркивал, что контроль за их использованием должен быть неукоснительным, бесплатным питанием обеспечены все дети, независимо от места проживания. В малокомплектных школах часто нет не только столовой, но даже буфета.

– Значит, надо изыскать возможность организовать хотя бы буфет, либо выдавать сбалансированный сухой паек, – советовал Ермек Маржикпаев.

Что касается ремонта школ… Жалобы «деньги с родителей собирают, учителей привлекают» ушли в небытие. Бюджетных денег на все и вся выделяется достаточно.

По всем капитальным ремонтам проведены процедуры государственных закупок, определены подрядные организации, работы должны завершиться до 28 августа.

– Однако имеются риски по 9 объектам образования. В них ремонтные работы затягиваются, – информировал Шокан Жетписбаевич. Аким области обратил внимание на то, что в шести из них работает одна и та же организация – ТОО «ГрадСтройСервис» Туркестанской области.

– Акиматам надо подключиться, мы все хорошо знаем, какие меры применить к недобросовестным подрядчикам, – подчеркивал Ермек Маржикпаев.

На совещании речь шла и о камерах видеонаблюдения, о тревожных кнопках, о школьных котельных и поставках угля.

И везде звучали впечатляющие цифры выделенных на эти и другие цели системы образования средств. В том числе и на строительство новых объектов.

Руководитель областного управления строительства, архитектуры и градостроительства области Марат Аубакиров информировал о строительстве 24 объектов образования (14 школ на 5 612 мест, 5 детских садов на 1 286 мест, 4 общежития на  1 200 мест) в семи регионах области, трех общежитий для колледжей.

В текущем году запланировано завершение строительства 9 школ на 2 832 ученических места: до начала учебного процесса – 5 школ, до конца года – четырех.

Озвученные им проблемные вопросы все те же: повышение цен на основные строительные материалы, судебные процедуры с недобросовестными подрядчиками, некачественная разработка проектов…

Процедуру корректировки за три года прошли 18 проектов, в результате сметная стоимость выросла на 10 млрд тенге (общая сметная стоимость до корректировки – 23 млрд тенге, после – 33 млрд тенге).

В ходе судебных процедур взыскана неустойка в сумме 151 млн тенге за срыв сроков по шести объектам, включен в реестр недобросовестных один подрядчик.

Самая действенная мера предупреждения проблем – повышение ответственности заказчика, говорили участники совещания.

– Мы знаем, сколько дает государство. Сколько средств выделяется на систему образования, – говорил Ермек Маржикпаев, подводя итоги совещания. – Закон о  статусе педагога приняли, зарплату повысили существенно. Соответственно должно расти и качество знаний учащихся. Оно нас не радует. За три последних года наметилась тенденция снижения данного показателя. Ситуацию надо исправить. Хвалебные мероприятия надо прекращать. Они должны носить обучающий, деловой характер.

Читайте также