Что от заказчика зависит…

Отчет руководителя областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Владимира Кулакова на совместном заседании общественного совета по противодействию коррупции и комиссии партийного контроля регионального филиала партии «AMANAT» проходил в режиме «вопрос-ответ».

Отметим сразу, что «информацией не владею, сообщу позже» не прозвучало не разу. Ответ на каждый вопрос был столь аргументирован, что очень хочется довести их до каждого акмолинца, сетующего: «Куда начальство смотрит…» – «Начальство», конечно, не «рыцарь без страха и упрека», но в подавляющем большинстве старается делать работу хорошо. Удается, увы, далеко не всегда.

В этом материале вопросы коррупции и низкого уровня профессионализма мы поднимать не будем. Хотя… То и другое прямо пропорциональны уровню текучести и дефицита кадров. А они в сферах ЖКХ и дорожного строительства высоки. Причин, конечно, много… Будучи членом областного совета по этике, делаю вывод о том, что одна из ведущих – «дамоклов меч» неосвоения средств. За что накажут. Отсюда – выплата авансов подрядчику за невыполненные в срок работы, потому что без этого проект не завершить и деньги не освоить. Но и за это накажут тоже.

– Если убрать слово «освоение» в проектах по дорожному строительству, то многие проблемы исчезнут, – считает заместитель исполнительного секретаря областного филиала партии «AMANAT» Болат Жупинов. – В этой сфере проекты должны быть как минимум двухгодичными.

В Послании 2022 года Глава государства поручил кардинально упростить бюджетные процессы и позволить государственным органам переносить неосвоенные средства на следующий год. Ждем соответствующих поправок в Бюджетный кодекс РК. Ну, а пока…

Директор филиала РОО «Әділдік жолы» Ерлаз Жайыкбаев задал вопрос о весьма странном ремонте дороги по улице Заречная в Макинске Буландынского района. Работы начались в прошлом году, в срок выполнены не были. Рай-онный отдел ЖКХ подал документы на расторжение договора. Через 20 дней документы отозвали, оплатили часть работ. Потом договор все-таки расторгли. Но тот же подрядчик продолжил работу в этом году. Делает это некачественно, общественники, выезжавшие туда со специалистами сертифицированной лаборатории, выявили множество нарушений.

Владимир Захарович об этой ситуации знает, хотя прямой ответственности за нее возглавляемое им управление не несет. Реализацию проектов по улично-дорожной сети и дорог районного значения осуществляют непосредственно акиматы районов и городов.

Подрядчик асфальт уложил там, где был битум. Дальше работы не продолжил. В прошлом году акимат обратился с иском в суд. Суд принял сторону подрядчика, обязал его до середины лета устранить все выявленные нарушения. Отсюда и оплата выполненных работ. Если в срок не завершат, то предстоит процедура определения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. Процедура непростая и небыстрая. Дальше – новый конкурс, победит в котором тот, кто больше «цену сбросит». Из любого региона Казахстана.

Но сколько бы не приводилось доказательств несовершенства системы тендеров на сайте госзакупок, о полной ее отмене речь, конечно, идти не может. Только о совершенствовании. И это тоже процесс непростой и небыстрый.

В любом случае за все отвечает заказчик, который техспецификацию формулировал, работу принимал, деньги платил. С него и спрос. Но не все и не всегда от него зависит.

«На технический и авторский надзор за последние три года ушло больше четырех млрд тенге, заключения они дают положительные. Очень скоро выясняется, что качество дороги очень низкое. Кого-нибудь привлекали к ответственности за это?»

Увы, прецедентов таких нет. Очевидно, потому что механизм привлечения к ответственности не разработан. При этом: принять дорожный уча-сток при наличии положительного заключения этих структур заказчик обязан.

Прозвучал и такой вопрос-предложение: «Обязательно ли класть асфальт на внутрипоселковых и некоторых сельских дорогах? В той же Канаде 80% таких дорог – грейдерные. Может, пусть в каждом конкретном случае решают сельский аким и местное сообщество?»

Отвечая на этот вопрос, Владимир Захарович пояснил, что и республика, и область выделяют деньги только на твердое покрытие. Местное сообщество может контролировать качество проводимых работ.

В докладе Владимира Кулакова обращает на  себя внимание такая информация: «В рамках программ «Комплексный план социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Астана» и «Развитие окраин» ведется реализация 33 проектов по строительству и ремонту улично-дорожной сети населенных пунктов в Аршалынском, Целиноградском, Шортандинском районах и в г. Косшы. На эти цели предусмотрены 29 млрд тенге из 74 млрд, выделенных на область, то есть порядка 40% от общей суммы, выделенной на текущий год».

Деньги и труд огромные. Но именно в пристоличной зоне дороги приходят в негодность куда быстрее, чем в других регионах области. Причина известна: большегрузные машины, курсирующие по ним день и ночь. Причем часто – груженные сверх нормативов и скоростной режим не соблюдающие.

Вот такая ситуация: дороги строятся за счет республиканского, областного бюджетов, разбивают их большегрузные автомобили, принадлежащие частным структурам. Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ни контролировать, ни влиять на этот процесс не уполномочены. Это – прерогатива дорожной полиции…

Тут же на заседании родилось предложение: пусть местные активисты записывают номера  явно перегруженных автомобилей, едущих по  сельским дорогам. Как правило, их маршрут известен: от ближайшего карьера до столичной строительной площадки. Информацию можно передавать на посты дорожной полиции.

«Деньги на строительство и ремонт дорог выделяются огромные. Но на всех и все их заведомо не хватает. Как определяется очередность? На основании каких критериев принимается решение?»

Ответ Владимира Кулакова на этот вопрос свидетельствует о том, что критерии носят количественный характер, а значит, правильность принятия решения можно проверить. В приоритете – дороги, вдоль которых проживает большее количество людей, а значит, интенсивность движения выше.

Думается, что донести информацию, прозвучавшую на заседании, до жителей – одна из задач членов общественных советов. Тогда заведомо невыполнимых требований «стройте у нас и немедленно» будет меньше.

Читайте также