Каждый ставший известным случай производственного травматизма, тем более с летальным исходом, вызывает сочувствие к пострадавшему, вопросы: «Почему это произошло?», «Кто ответит за несчастье?»
Ответы на них обязаны знать сотрудники управления по инспекции труда. Но главный вопрос все-таки звучит так: «Что должно, может делаться и что реально делается для того, чтобы трагедий на производстве было меньше?»
Именно на этом акцентировали внимание члены комиссии партийного контроля и совета по противодействию коррупции при Акмолинском региональном филиале партии «AMANAT» на прошедшем совместном заседании.
Ответы и.о. руководителя областного управления по инспекции труда Дуйсенбека Баймусынова можно охарактеризовать так: «В рамках предписанного функционала». Действительно, за его пределы государственные служащие выйти не вправе. И он достаточно широк.
Мониторинг ситуации в сфере труда ведется постоянно. Совместно с прокуратурой и другими государственными органами.
С начала года проверено 124 предприятия и организации области, выявлено 88 нарушений: по трудовым отношениям – 80, по безопасности и охране труда – 4, по занятости населения – 4. Для их устранения работодателям выдано 72 предписания.
Рассмотрено 523 обращения физических и юридических лиц, из них по трудовым отношениям (в основном в связи с задержкой заработной платы) – 494, по безопасности и охране труда – 29.
Административные меры воздействия применены к 35 должностным и юридическим лицам на сумму 5 729,8 тыс. тенге, вынесено 16 предупреждений. На шести предприятиях области проведена аттестация производственных объектов по условиям труда.
На 914 предприятиях и организациях области созданы производственные советы по безопасности и охране труда, имеются 1 004 технических инспектора. На 222 – внедрены международные и национальные стандарты безопасности и охраны труда, проводятся информационно-разъяснительная работа, семинары…
Но при этом. С начала года в области произошло 16 несчастных случаев, связанных с производством, в том числе один групповой. Пострадало 17 человек, из них четыре – со смертельным исходом.
И это – печальное и очевидное подтверждение тому, что работа госорганов должна быть эффективнее, носить превентивный характер. Тех же проверок должно быть больше.
Но на все эти выводы и предложения ответ один: «Мораторий. Внеплановые проверки – только по обращениям граждан». До недавнего времени представителям общественных организаций, мониторинговых групп как-то удавалось «проникнуть» на объект. Но предприниматели (в отличие от многих из работающих у них людей) свои права и законы знают. Не так давно на одном из объектов проверку хотели провести депутаты маслихата. И прокуратура не позволила этого сделать, усмотрев в этой инициативе нарушение закона.
Вывод очевидный: нужны законодательные изменения. Речь о нарушении прав предпринимателей идти, конечно, не может. Но думается, что перечень оснований, по которым проверки проводить можно и нужно, необходимо расширить.
Пока же все «с точностью до наоборот». Для проведения внеплановой проверки по заявлению физических лиц заявитель должен приложить убедительные основания и подтверждающие доказательства.
Ждем вступления в силу принятого во втором чтении Мажилисом Парламента Закона РК «Об общественном контроле». Но знаем, что эффективность любого закона зависит от механизма реализации. А его выстраивание — дело сложное.
Количество проблем с невыплатой заработной платы обратно пропорционально количеству заключенных трудовых договоров. А наши люди все еще верят «честному купеческому слову». И помочь им получить заработанное бывает очень непросто: договора нет, табель не велся… Особенно много не получивших заработанные деньги во время строительного сезона. Даже крупные компании заключают договоры чаще всего только с офисными, инженерно-техническими работниками. Нанимают субподрядчика. А субподрядчики нанимают строительные бригады по договору оказания услуг. Те работают по принципу сдельщины. И никаких тебе инструктажей по ТБ и правовых оснований «выбить» заработанное в случае, если получил денег меньше обещанного или не получил вовсе.
Заведомо не заключают трудовые договоры и студенты, подрабатывающие во время летних каникул. Дуйсенбек Сальменович разъяснил, что в случае возникновения проблем они могут обратиться с письменным заявлением. Приложить доказательства, подтверждающие их трудовую деятельность. В том числе и переписку в чатах месенджеров.
А, может, лучше сразу наставать на заключении договора? Или не стоит? Рискуешь вообще работу не получить.
Так что ожидать снижения числа жалоб на нарушение прав, увы, пока не приходится. Но для того и нужны общественные советы, чтобы будировать эти темы, искать пути решения проблем.