В фондах Акмолинского областного историко-краеведческого музея в Кокшетау около ста тридцати тысяч экспонатов, многие из которых имеют интересную историю, отраженную в легендах. Однако есть и те, что до сих пор хранят свои тайны, в их числе и бронзовая буддийская статуэтка. Но прежде небольшой экскурс в прошлое…
История индийских статуэток неразрывно связана с историей самой Индии, возникновением и падением династий, с развитием идейных, религиозных и философских течений. Индия – страна великого разнообразия и колорита. Именно поэтому ее культура всегда манила и завораживала людей. Местности Мохенджо-Даро и Хараппы в первой половине ІІІ тыс. до н. э. были центрами древнейшей цивилизации долины Инда.
По мнению исследователей, уже тогда существовало самобытное искусство с высоким уровнем профессионализма. Индийская цивилизация могла сравниться по развитию с Египтом и Шумером. Для долины Инда характерна была городская культура, процветавшая за счет торгово-экономических связей с другими цивилизациями древнего мира.
Самая первая известная бронзовая статуэтка «Танцующая девушка» по праву считается произведением искусства. Автору удалось передать динамичность танца юной девушки. Многие историки считают, что скульптуре именно Хараппского периода индийское искусство более поздних эпох обязано своему реалистическому изображению человека.
Золотым веком искусства Индии считается эпоха Гуптов, датируемая ІV веком н. э. Помимо орудий труда, оружия и ювелирных украшений, индийские ремесленники изготовляли статуэтки, домашнюю утварь, предметы роскоши и изделия культового назначения. На изобразительное искусство Индии огромное влияние оказало и учение буддизма, появившееся еще в VІ веке до н. э. Изображение Будд, отлитых из металла, можно встретить в индийском интерьере повсеместно.
В небольших скульптурах Будда изображается сидящим на лотосовом троне. Эта поза, так же как и различные жесты рук, «мудры», имеют четко определенное значение. Изображения Будды изменчивы – то исполнены глубокого созерцания, то выражают легкий светский нрав, но в любом случае их очертания изящны, пластичны – это почти ювелирная работа. Индийские статуэтки из бронзы неподвластны времени, скульптуры выглядят так же как и много столетий назад, после выхода из-под рук мастера». Многие из них были созданы в древности, но сохранились до сих пор.
История же антикварной статуэтки, хранящейся в фондах нашего музея, до сих пор остается загадкой. Ввиду отсутствия на предмете инвентарного номера, мы, соответственно, не нашли никакой информации и в книгах основного фонда. Впрочем, все инвентарные книги музея, как основного, так и научно-вспомогательного фондов были внимательно пролистаны, изучены, но, увы, безрезультатно. Ни одной записи, даже косвенной, мы не обнаружили…
Как известно, областной музей в Кокшетау является одним из старейших музеев Казахстана. Основу первоначального фонда, открывшегося в 1920 году Кокшетауского историко-краеведческого музея, составили 120 предметов исторического значения, собранные и переданные из школьных коллекций. Экспонаты первой экспозиции первого музея Кокшетау были представлены для посетителей в здании отдела народного образования.
Эти уникальные экспонаты из первоначальной коллекции сохранились до наших дней. Это подлинные раритеты времен Тюркской империи – воинственный Баба-тас VІ-VІІ веков, эпохи Казахского ханства – воинское снаряжение и вооружение казахского батыра ХVІІ-ХVІІІ веков.
В числе первых экспонатов были и предметы экзотических восточных культур Китая, Японии, среди которых, по всей вероятности, и бронзовая статуэтка.
Есть версия, что буддийскую статуэтку мог привезти из Кашгарской экспедиции 1858-1859 годов знаменитый казахский ученый и путешественник Шокан Уалиханов. В областном историко-краеведческом музее долгое время хранились и представлялись в экспозиции уникальные предметы: керамическая ваза и чаша, привезенные самим Шоканом из Кашгара! Как известно, его отец Шынгыс Уалиханулы в конце ХІХ века проживал в городе Кокшетау. Следует сказать, что впоследствии один из ценных экспонатов был передан в Центральный государственный музей Казахстана в Алматы, исчезновение же другого, как ни парадоксально, остается загадкой. Фото музейных экспонатов из Кокшетау представлено в первом томе собраний сочинений Шокана Уалиханова под редакцией Алькея Маргулана (1985).
Также вполне возможно, что в Кокшетау бронзовую буддийскую статуэтку мог привезти кызылжарский купец Мухаммед Кали Шамсутдинов, торговавший с Китаем. На рубеже 19-20 веков на нынешней улице М. Ауэзова находился филиал торгового дома «М. К. Шамсутдиновъ и Компания», где, помимо модной одежды, обуви и других вещей, предприниматель торговал и антиквариатом…
Более полувека назад сотрудники Кокшетауского областного историко-краеведческого музея обращались с официальным письмом по поводу этой статуэтки в Московский институт этнографии. Приведем здесь ответное письмо: «Уважаемая Клара Старостина! Приносим Вам глубокие извинения за то, что с таким опозданием смогли ответить на ваше письмо. Но дело в том, что ответить на ваши вопросы оказалось не так-то просто. Во-первых, потому, что специалистов по буддизму немного, во-вторых, потому что вещи эти не имеют целого ряда атрибутов, что представило известную трудность при подыскании им аналогий. Определения этих вещей сделал научный сотрудник Музея истории религии и атеизма г. Москвы Иван Гаранин.
Оба изображения – памятники буддизма, его северного толка. То, что Вы называете китайским божком, – один из многочисленных архатов, учеников Будды. Число учеников доходит до 500, названия многих из них в настоящее время не известны. Определить название присланного Вами изображения не удалось в связи с тем, что утеряны головное украшение и подставка. То, что Вы называете шаманом, очевидно, принадлежит к изображениям северного пантеона буддийских божеств. Изображен так называемый дхармапал – защитник веры. Образ заимствован из пантеона индуизма и олицетворяет одно из перевоплощений индуистского божества Шивы.
Подобных первоплощенцев довольно много. Обычно они изображаются с головами животных (лошадь, медведь, тигр, лев и т. д.). Фигурка не имеет подставки и, видимо, потеряны другие атрибуты. Если Вы будете экспонировать эти фигурки, то не называйте их шаманом и китайским божком, а, соответственно, «дхармапал» и «архат» и соответствующие объяснения к аннотации… Желаем успеха в Вашей работе. С уважением, ученый секретарь сектора Восточной и Южной Азии, Австралии и Океании Института этнографии Людмила Иванова. Москва, 7.01.1966 г.»
Здесь отметим: кроме вышеназванной статуэтки речь идет еще об одной, бронзовой фигурке «Танцующий шаман» – дхармапал, впоследствии утерянной. «Дхармапал» в переводе означает божество-охранитель, защитник учения. Годом раньше, 22 августа 1965 года, один из столичных специалистов писал: «Шаман» (фас). Кокшетауский историко-краеведческий музей. Мне кажется, что это «Богиня Мести». Ее ведь тоже одевали в человеческую кожу… Но… наверняка ничего сказать не могу». Как мы видим из вышеприведенного письма, московские коллеги определили кокшетаускую статуэтку как буддийскую, обозначив «архатом», однако конкретный ответ дать не смогли.
Выясним значение двух необходимых для нас понятий, обратившись к энциклопедическому словарю: «Архат» – с индийского – святой, подвижник, аскет. В буддизме хинаяны архат – существо, достигшее освобождения (нирваны) от цепи перерождений (сансары).
Еще один важный вопрос: какую технологию использовали мастера при изготовлении скульптур из меди и бронзы? Источники сообщают, что пользовались способом расплавленного воска. «По этой методике сначала фигуру лепили из глины и покрывали слоем воска. Сверху на воск наносили еще один слой глины. Воск таял, и между двумя слоями глины заливали жидкий металл. А когда металл затвердевал, внешнюю глиняную оболочку убирали, а металл отполировывали. Помимо крупных статуй, сохранилось множество маленьких металлических фигурок с изображением Будды – возможно, их принесли с собой в Китай паломники, для того, чтобы делать изображения Будды в Восточной Азии».
Музейная буддийская статуэтка – божество восьмирукое и имеющее 11 голов, 5 из которых расположены одна над другой, а 6 – по боковым сторонам, в каждой по 3. Известно, что последователи индуизма верят во множество разных богов, для которых характерна многорукость. Так, в древних мифах Вишну предстает четырехруким богом, Кришна – бог с двумя руками и музыкальным инструментом, Шива – двурукий бог со змеей, Лакшми – четырехрукая богиня, и наконец – Дурха, у этой богини восемь рук. В данном случае, есть основания предполагать, что именно один из образов Дурхи – восьмирукой богини плодородия – и воплощен в таинственной статуэтке. Другое ее название – «Богиня Матери и Домашнего очага». Первая пара из восьми рук божества предназначена для ухода за домом, вторая – для ухода за детьми, третья пара – для ухода за собой, и четвертая пара рук – для ухода за мужем…
Возвращаясь к музейной статуэтке, отметим, что на ней действительно когда-то была подставка, позже отломанная и потерянная. Проведя аналогию с подобными предметами антиквариата, мы видим, что они имели довольно массивные подставки, на которых обычно указывалось время и место изготовления, а иногда и имя автора. Следует сказать, выражение лиц у многоликого «архата» разное: на одном – улыбка, на другом – смирение и так далее, а одна из голов внешне даже напоминает получеловека-полуживотного. Каждую из рук божества украшают два узких браслета с двумя соединенными кольцами. Высота бронзовой статуэтки работы неизвестного мастера – 21 см.
…Несколько лет назад в ходе международного фестиваля в Кокшетау мне представилась возможность встретиться с гостями из Индии и показать им фотографии статуэтки. Они были очень удивлены, увидев миниатюрную буддийскую статую. Один из гостей, Барат Натэм живет в индийском штате Керола, что на юго-западе страны. Это тропический курортный район, где проживают около 35 млн человек.
Со слов Б. Натэма, особенностью Керолы является культ «Богини-Матери», а еще это единственный индийский штат, где число женщин превышает число мужчин. Второй гость – Саксен-Джо Новен, родом из Джайпура, расположенного в восточной части Раджастхана – самого большого штата Индии. Джайпур является столицей штата и самым крупным его мегаполисом, который еще называют «Розовым городом» благодаря розовой окраске зданий и храмов в старинной части города. Джайпур считается туристической Меккой и входит в список самых посещаемых городов мира… Взглянув на бронзовую статуэтку, Б. Натэм и С. Джо Новен сразу же определили, что это Будда, по шапочке на голове верхнего пятого божества по центру.
Со слов индийских гостей, каждый ритуальный жест, запечатленный неизвестным мастером, создавшим статуэтку, имеет значение. К примеру, когда молятся богу или здороваются с человеком, индусы соединяют ладони обеих рук у груди, выражая тем самым уважение и благодарность. В то же время, в соединенных человеческих ладонях сосредотачивается огромная энергетика…
– Все изменения, которые необходимы, происходят с человеком. То, что происходит, должно произойти. Единственное, что нужно «сделать», – это довериться, – говорил индийский философ Рамеш Балсекар. – Вселенная не имеет причины. Она подобна сплетению самоцветов, каждый из которых является лишь отражением всех остальных в фантастической и бесконечной гармонии и взаимосвязанности…
Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
старший научный сотрудник Акмолинского областного
историко-краеведческого музея.