Нурлан Жаров: «Для привлечения кадров в глубинку нужна беспрецедентная поддержка»

В канун Дня медицинского работника принято говорить об успехах и достижениях отрасли здравоохранения. Однако и о проблемах молчать не получается: их немало накопилось в этой тонкой и важной сфере. Как улучшить качество медицинской помощи в селах? Как устранить недостатки системы медицинского страхования? Решится ли в ближайшие годы проблема дефицита врачебных кадров? Все эти вопросы стали ключевыми в нашей беседе с замечательным доктором, талантливым руководителем, директором Акмолинской многопрофильной областной больницы, депутатом областного маслихата Нурланом Жаровым.

– Нурлан Каирович, со времени последнего нашего интервью в пандемийном 2020 году многое изменилось, в том числе и в областной больнице. Модернизация явно идет ей на пользу. Значит ли это, что объединение нескольких областных клиник, проведенное несколько лет назад, было оправданным и эффективным?

– Без сомнения. В 2018 году, когда произошло слияние крупных медицинских организаций – объединились областные больница, перинатальный центр, онкологический и дерматовенерологический диспансер, – противников у этого объединения было больше, чем сторонников. Но смысл был в том, чтобы создать большой многопрофильный стационар и объединить все ресурсы на благо пациентов: такая система очень хорошо работает в зарубежных странах. И она очень хорошо сработала у нас. Судите сами: например, раньше в случае возникновения критической ситуации с пациенткой перинатального центра и необходимости в консультации узкого специалиста, приходилось обращаться в другие медицинские организации, порой даже задействуя управление здравоохранения. Теперь все вопросы можно решить оперативно. То же самое касается онкологического диспансера – его пациентам теперь доступны услуги мультидисциплинарной команды. Думаю, сейчас уже нет сомнений: будущее – за мультидисциплинарным подходом, когда в одних стенах оказываются все виды помощи.

Кстати, именно многопрофильность стала решающим фактором, когда мы защищали проект новой областной больницы в Министерстве здравоохранения. Проект был одобрен, его поддержал акимат области, выделивший участок земли. Уже этим летом турецкая компания начнет строительство новой областной больницы. Оснащена она тоже будет самым современным медицинским оборудованием, отвечающим мировым стандартам, как говорят, «с нуля»…

– Да, о планах строительства новой больницы в микрорайоне Сарыарка мы уже слышали и даже писали. А что будет со старыми зданиями, с оборудованием? 

– Здесь создана хорошая база, и вся инфраструктура останется на балансе местных исполнительных органов. Есть разные предложения. Имеется предварительный план передачи действующей инфраструктуры, зданий и сооружений другим медицинским организациям и медицинскому факультету Кокшетауского университета. В любом случае, вся материально-техническая база будет эффективно использоваться…

– Пандемия коронавируса обнажила многие проблемы здравоохранения.  Сегодня государство уделяет большое внимание повышению статуса и заработных плат медицинских работников. Однако многие Ваши коллеги отмечают, что повышение оплаты труда не лучшим образом сказывается на финансировании медицинских организаций. Большая часть средств, поступающих из фонда медстрахования, идет как раз на выплату заработных плат, а на остальные нужды не хватает…

– Не скрою, это так. К примеру, наш бюджет в этом году увеличился на 11%. А фонд оплаты труда за счет повышения заработных плат вырос на 25%. То есть увеличение бюджета несоразмерно росту зарплат. Учитывая, что подорожали и лекарства, и изделия медицинского назначения, хозяйственные товары, коммунальные услуги, ряд медицинских организаций находится сегодня в тревожном финансовом положении. Проблема очевидна, и ее нужно решать. Как? Повышать базовую ставку тарифов на услуги здравоохранения. Те, что действуют сейчас, просто не могут восполнить наших затрат.

– Проблема кадрового дефицита остро стоит не первый год и не только в нашей области. По Вашему мнению, каким должно быть ее решение?

– Вы правы, эта проблема актуальна везде. Только в нашей больнице не хватает докторов – акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, онкологов, химиотерапевтов. И если даже у нас есть определенный дефицит, то что говорить о сельских медицинских организациях? И должен сказать, что по прогнозам этот дефицит будет только расти. Областной акимат ежегодно выделяет гранты на обучение будущих врачей, в том числе в резидентуре и интернатуре. Но их количество необходимо увеличивать. В нашей области оказывается неплохая социальная поддержка молодым сельским врачам: предоставляются 2,5 млн тенге подъемных, жилье. И подъемные планируется увеличить до пяти миллионов. Но все равно наплыва желающих нет… Представьте себе: у врача в среднем около 10 лет уходит на обучение. Только получив диплом специалиста, врач может начать лечить. Захочет ли он после стольких лет учебы в большом городе поехать в село?

Вот и получается: только от того, что человек живет в селе, он не имеет доступа к качественному здравоохранению. Врачей нет, как и бесперебойного автобусного сообщения, и чтобы обратиться за помощью, люди вынуждены тратить средства – на такси, на платную клинику. К тому же, многие наши жители не имеют статуса застрахованных. Их не приглашают на скрининги и профосмотры, и большинство из них обращаются к врачу только в самом крайнем случае, зачастую, когда болезнь уже запущена… Эту проблему планируется решать в рамках нацпроекта «Здоровая нация»: только в нашей области будут построены 38 новых объектов здравоохранения в селах, запланирована модернизация двух крупных межрайонных больниц…

– Но при этом есть вопрос, насколько целесообразно это строительство? Не будут ли пустовать эти ФАПы и амбулатории?

– И второй, главный вопрос: кто будет там работать? На мой взгляд, для привлечения кадров в глубинку сегодня нужны беспрецедентные меры поддержки. Нужно давать гранты всем сельским выпускникам, желающим учиться. Повышать статус сельского врача. Предоставлять не только жилье, но и дополнительный отпуск, оплату коммунальных услуг, многое другое. В селе Его Величество Врач общей практики должен пользоваться уважением, иметь авторитет. Он должен знать население, оздоравливать его, заниматься профилактикой. Тогда будет результат…

– Не могу не вернуться к теме обязательного медицинского страхования. Проблем в этой системе немало, и недовольство граждан чаще всего обоснованно…

– Вы правы. Когда я, как депутат маслихата, встречаюсь с жителями области, случается, мне говорят: мы работаем, отчисляем в фонд медстрахования часть своей зарплаты. Но когда идем в поликлинику, нам говорят, что записаться, к примеру, на УЗИ можно только через месяц… Я считаю, что такого быть не должно. Медицинские услуги в рамках системы страхования должны быть доступны, пусть не сию секунду, но в разумные сроки. Эту ситуацию мы должны исправлять.

И еще один момент. По моему глубокому убеждению, необходимо снять с врачей обязанность разбираться, в рамках какого пакета финансирования они должны лечить пациентов. Один пациент ложится в стационар по гарантированному объему бесплатной медпомощи, другой – как застрахованный в фонде медстрахования. Задача врача – не выяснять отличия, а лечить…

Конечно, проблемы в нашей системе медстрахования есть. Но нужно понимать: в европейских странах она складывалась десятилетиями, а у нас появилась совсем недавно. У нас другая плотность населения, его характер, ментальность, работоспособность, занятость, доходы. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что у нас на здравоохранение тратится только 3% от ВВП, и Президент поручил довести эту цифру до 5% к 2025 году. А в развитых странах уже сегодня отрасль забирает до 15% внутреннего валового продукта…

При этом нельзя сказать, что система медицинского страхования не принесла нам ничего хорошего. Плюсов, безусловно, много. И главный из них – расширение перечня услуг для пациентов, возможность за счет страховки сделать, к примеру, томографию или сложную кардиохирургическую операцию, стоимость которой может доходить до 5 млн тенге. Да, система несовершенна, но для этого нам и нужно критическое мышление, чтобы исправлять недостатки.

– В последнее время мы нередко видим новости о судебных процессах в отношении врачей, подозреваемых в фатальных ошибках. Как Вы относитесь к этому?

– С тревогой. Она вызвана и незащищенностью врачей, и отсутствием их четкого юридического статуса, и участившимися случаями необоснованных жалоб, агрессии со стороны пациентов. Сегодня обвинить врача и даже напасть на него может каждый, а ответственности за это нет. Что такое профессиональная ошибка? Это добросовестное, непреднамеренное заблуждение врача – результат и уровня общих научных знаний о заболевании, и низкой оснащенности, и особенностей течения заболевания у каждого уникального пациента. Нет ни одного врача на нашей планете, который не допускает ошибок. Но это непреднамеренные ошибки. И если общество и дальше будет относиться к промахам врачей так, как сейчас – допуская чрезмерную криминализацию ошибок, нападая, оскорбляя докторов, – мы дефицит кадров никогда не победим…

– Некоторое время назад наша область подверглась критике Министерства здравоохранения из-за тревожных показателей, касающихся онкологической службы. Сегодня уже можно говорить о каком-то улучшении результатов?

– Да, без сомнения. Наш регион в целом достаточно неблагополучный по онкозаболеваемости, этот показатель у нас выше примерно в 1,3 раза, чем в среднем по стране. Это связано со многими факторами: с экологией, характером питания населения, вредными привычками, наследственностью. К тому же в регионе растет удельный вес возрастного населения, которое больше подвержено серьезным болезням. В прошлом году у нас был самый большой по стране процент выявленных запущенных случаев. Одной из причин этого стали отголоски пандемии, когда для пациентов были закрыты скрининги и плановые обследования. Конечно, свою роль сыграла и низкая онконастороженность самих медицинских работников.

И с этой ситуацией мы работаем. Расширили прием в новой поликлинике и открыли прием по субботам, улучшили диагностику, расширили графики, чтобы не было очередей. Недавно провели большое комплексное обучение более 200 специалистов организаций здравоохранения, пригласив ведущих специалистов нашей страны и профессора из японского университета города Нагасаки. Сейчас, по итогам пяти месяцев года, видим, что есть динамика улучшения показателей.

– Мы затронули немало проблем. Но в преддверии праздника хотелось бы поговорить и о достижениях Вашего большого коллектива…

– Должен сказать, что в медицине самое главное – это, конечно, кадры. В нашей больнице 1 477 сотрудников: 240 врачей, 687 средних медицинских работников, 550 человек младшего медперсонала. И конечно, нам есть чем гордиться. Наши доктора Макшарип Мартазанов, Райхан Мукатова, Аскар Рашитов, Айгуль Темирова нередко становились лучшими в профессии по всей республике. Как и медицинские сестры Инна Остапчук, Ольга Ситнер, Зухра Кокшарова и многие другие. У нас в коллективе есть и кавалеры орденов «Құрмет», «Парасат», и отличники здравоохранения. Вообще о каждом из почти полутора тысяч сотрудников можно рассказать отдельно, все этого достойны. Я глубоко убежден: в медицину не приходят случайные люди, только те, кто предан профессии и любит людей…

В канун праздника хочу всем коллегам, стоящим на страже жизни и здоровья наших граждан, пожелать крепкого здоровья, профессиональных и творческих успехов, настойчивости и достижения целей, благополучия и достатка!

– Спасибо за беседу.

СПРАВКА «АП»

Акмолинская многопрофильная областная больница – это крупнейшая медицинская организация нашего региона. Только в прошлом году в АМОБ пролечили и выписали 28 тысяч пациентов, провели 12 тысяч операций, в том числе около 300 высокотехнологичных, в области кардиохирургии, нейрохирургии, эндоваскулярной хирургии, ангиохирургии, травматологии, онкологии. Порядка 95 тысяч пациентов ежегодно проходит через поликлинику областной больницы. В прошлом году врачи областной больницы провели порядка 260 выездов по линии санитарной авиации, 1 600 консультаций в формате телемедицины по видеосвязи с районами и научными центрами страны. Организовано порядка 100 000 скринингов, принято 4,5 тысячи родов. За последние годы внедрено около 30 новых методов и методик лечения, которые раньше были доступны только крупным научным центрам страны. Больница – координатор кардиологической службы области, ежегодно здесь проводят порядка 250 операций на сердце.

За последние три года больница дважды прошла процедуру Национальной аккредитации РК, получив высокую первую категорию, подтверждающую, что стационары и поликлиника соответствуют всем требованиям стандартов. По итогам прошлого года Федерацией профсоюзов Республики Казахстан коллективный договор МОБ победил в номинации «Лучший коллективный договор РК».

Немало сделано и в плане материально-технического оснащения больницы. Построена новая онкологическая поликлиника на 150 посещений в смену, сделан капитальный ремонт гинекологического корпуса перинатального центра, при поддержке областного акимата приобретены второй ангиограф за 600 млн тенге, новый аппарат МРТ. Внедрен пилотный проект электронного оборота лекарственных средств, открыта собственная бактериологическая лаборатория. В этом году в больнице планируется капитальный ремонт стационара онкологического центра. Оснащенность больницы медицинским оборудованием составляет 93%, тогда как средняя по республике – 84%.

Акмолинская многопрофильная областная больница оказывает 30% всей медицинской помощи в области.

Фото с сайта www.amob.kz.

Читайте также