Мы «как на ладони». И это хорошо
«Вы можете получить социальную помощь. За разъяснениями приходите в управление (отдел) координации занятости и социальных программ по адресу…»
Такие СМС в этом году получили 811 потенциальных получателей адресной социальной помощи. 284 семьям из них выплаты назначены проактивно, 69 семьям отказано в назначении, 458 оформили их через ЦОН, ПЭП, ЦЗН.
Такие данные на брифинге в Региональной службе коммуникаций привела руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Шолпан Рахматуллина.
Она подчеркнула, что такое оповещение людей, многие из которых и не подозревали, что могут получить помощь от государства (причем весьма существенную), стало возможным благодаря информационной программе Цифровая карта семьи (ЦКС). Формируется она на основе данных всех действующих информационных систем государственных органов.
Сегодня в ЦКС зарегистрированы 266 592 акмолинские семьи (769 128 человек). Для справки: численность населения области на 1 мая 2023 г. составила 788,7 тыс. человек, в том числе городского – 443,2 тыс. (56,2%), сельского – 345,5 тыс. человек (43,8%).
Так что все мы – «как на ладони»: количество членов семьи, доходы, отчисления в ОСМС, место работы, учебы… Запущена эта программа для того, чтобы обеспечить равный доступ казахстанцев к системе государственной поддержки. В Социальном кодексе РК Цифровая карта семьи определена как инструмент для определения среднесрочных и долгосрочных задач и направлений социальной политики. Также ЦКС является ежедневным «электронным уведомителем» граждан об их правах на получение того или иного вида гарантированной господдержки, в зависимости от их социального статуса.
28 апреля завершилась работа по актуализации данных по нескольким категориям. Оказалось, что 19 909 детей не посещают детские дошкольные образовательные учреждения. 8 736 подростков не посещают школу или ТиПО. С каждым из них будут работать специалисты органов образования.
До областного управления здравоохранения доведено не только общее количество людей, не перечисляющих взносы в ОСМС (131 402 акмолинца), но и место их проживания и работы.
Неработающей молодежи NEET в нашей области 13 219 человек. Каждый из них попадает в зону ответственности управления внутренней политики.
Сведения об индивидуальных предпринимателях, крестьянских и фермерских хозяйствах, не делающих отчисления в социальные фонды за 14 208 человек, переданы в управление сельского хозяйства.
Продолжается работа по актуализации данных о людях умерших, выехавших за пределы РК, находящихся в СИЗО и местах лишения свободы. Вносятся сведения об акмолинцах, обучающихся в школах, ТиПО, посещающих детские дошкольные учреждения, студентах, обучающихся за пределами РК.
– Семья переехала в Кокшетау. Своих прав не знают, – приводила пример Шолпан Салыковна. – После регистрации по новому месту жительства все сведения о них вносятся в ЦКС. Мы видим, чем и как им можно помочь.
Но это возможно лишь в том случае, если семья проживает по месту регистрации. Если нет, то разыскать их практически невозможно. Это еще один аргумент в пользу своевременной регистрации.
Почему «чем меньше, тем лучше»
Адресную социальную помощь получают 1 880 семей акмолинцев (8 611 чел.), чей доход – ниже черты бедности (во втором квартале – 31 949 тенге). Им выплачено 368 млн тенге.
За время реализации этой программы – с 2019 по 2022 годы – число получателей в нашей области снизилось с 43,6 тыс. до 11,8 тыс. человек. Троекратное снижение в 2020 г. (3 тыс. семей, 14,4 тыс. чел. на сумму 1,0 млрд тенге) в сравнении с предшествующим (2019 г. – 9,9 тыс. семей, 43,6 тыс. чел. на сумму 4,4 млрд тенге) можно объяснить тем, что механизм еще не был отлажен. Мы помним, сколько вполне состоятельных семей обманным путем пытались получить деньги. Даже количество разводов (явно фиктивных) выросло.
А вот последующее снижение (2021 г. – 2,8 тыс. семей, 12,5 тыс. чел. на сумму 0,9 млрд тенге, 2022 г. – 2,6 тыс. семей, 11,8 тыс. чел. на сумму 1,0 млрд тенге) как раз свидетельствует о том, что программа заработала. Ведь по замыслу разработчиков денежные выплаты выделяются с условием: трудоспособные члены семьи начнут работать и уровень благосостояния семьи вырастет.
С 1 января гарантированный социальный пакет предоставляется детям в возрасте от 1 до 6 лет включительно в денежном эквиваленте (1,5 МРП на ребенка или 5 175 тенге ежемесячно). Если раньше социальные службы привозили гигиенические средства, продукты, то теперь родители делают покупки самостоятельно.
«Многие семьи, получающие АСП, относятся к категории неблагополучных. Где гарантия, что эти деньги будут потрачены на ребенка?»
Отвечая на этот вопрос журналистов, Шолпан Салыковна подчеркнула, что требовать какого-то документального подтверждения (чеков, фотографий) никто не вправе. Но получателей АСП сопровождает ассистент. Он всегда в курсе, как семья выходит из трудной жизненной ситуации. Кроме того, на регулярной основе проводится анкетирование семей, где они подробно информируют, на что тратят полученные деньги.
Синергический эффект и как его добиться
«Синергический эффект – это ситуация, когда результат действия двух и более элементов вместе превышает результат от их действия по отдельности».
Таково определение этого универсального понятия. Очевидно, что снижение количества людей, живущих ниже черты бедности, как раз и является результатом реализации нескольких социальных программ. Прежде всего, программ занятости, льготного кредитования.
Их сегодня множество. «Первое рабочее место», «Серебрянный возраст», «Молодежная практика». По каждой из этих программ, рассчитанных на разные категории населения, государство в течение определенного времени оплачивает работодателю большую часть затрат на заработную плату участников этих программ. Молодые люди получают шанс приобрести опыт, «себя показать» и остаться работать в организации. Таковых сейчас около 50%. Остальные, возможно, нашли более привлекательное место. Их право.
Людей, перешагнувших пятидесятилетний рубеж, работодатель не вправе уволить до достижения ими пенсионного возраста. Даже по истечении трех лет, на которые программа «Серебряный возраст» рассчитана.
Безвозмездные гранты (1 млн 380 тенге), льготное микрокредитование молодежи до 35 лет… Это только малая часть программ, по которым можно получить деньги на развитие своего дела. Конечно, при условии гарантий целевого использования денег, грамотно составленного, аргументированного бизнес-плана. Но и здесь: помогут, научат. Было бы желание.
Почему не совпадают «Ищу работу» и «Требуются»
С первого июля центры занятости ликвидируются – признаюсь, что эта информация нас удивила.
Но ровно до тех пор, пока Шолпан Салыковна не разъяснила, что вместо них в Кокшетау откроется центр трудовой мобильности, который будет осуществлять свои функции через карьерные центры, создаваемые в районах и городах.
Функции нынешних центров занятости за ними остаются. Но на первый план выходят анализ и прогноз. Прежде всего, спроса и предложения рабочей силы. Чтобы изменить ситуацию, когда публикации под рубриками «Ищу работу» и «Требуются» часто одинаково велики. А вот указанные в них профессии отнюдь не совпадают.
По каким специальностям формировать госзаказ для колледжей? Какую профессию выбрать, чтобы не «положить диплом на полку»? Рекомендации по этим и другим вопросам исполнительным органам власти должны дать специалисты центра.
Они будут обязаны регулярно информировать население и МИО о состоянии рынка труда области, вносить предложения по вопросам занятости населения, вести учет рабочих мест, созданных в рамках национальных проектов, планов развития области, региональной карты занятости. В перечне функций и ведение учета вакансий, размещаемых работодателями на электронной бирже труда.
Реализовать эти задачи поможет цифровизация всех рабочих процессов.