Сложный, но необходимый шаг

О текущей ситуации на рынке ГСМ в Казахстане на брифинге на площадке Службы центральных коммуникаций рассказал и.о. министра энергетики Болат Акчулаков.

По его словам, после завершения модернизации на трех нефтеперерабатывающих заводах объем переработки нефти вырос на 3 млн тонн. Сейчас в год перерабатывается около 17 млн тонн сырой нефти.

«За последние пять лет мы увеличили объем производства бензина на 70%, то есть с 3 млн до 5 млн тонн, дизельного топлива на 30% – с 4 млн до 5,2 млн тонн», – сказал Б. Акчулаков.

Хотя в прошлом году Казахстан достиг рекордного показателя по производству дизельного топлива – 5,2 млн тонн, в настоящее время в ряде регионов страны наблюдается дефицит дизельного топлива. При этом и. о. министра энергетики отметил, что дефицит в объеме 350 тыс. тонн пришлось покрыть дорогостоящим импортным топливом. Между тем объемы потребления в отраслях горно-металлургического комплекса и железных дорог, являющихся важным промышленным сектором в экономике, остались прежними, то есть не увеличились.

«Одним из основных факторов, обусловивших устойчивый рост спроса на дизельное топливо на рынке, является транзитный транспортный поток, кроме того, экспорт из Казахстана за рубеж по «серой» схеме. По подсчетам специалистов, объем дизельного топлива, потребленного иностранным транзитным транспортом в прошлом году, составил около 150 тыс. тонн. Кроме того, объем «серого» экспортного топлива составляет порядка 200 тыс. тонн», – сказал глава отрасли.

Основная причина дефицита дизельного топлива в Казахстане в диспропорции цен. По словам спикера, Казахстан входит в десятку стран мира, где топливо дешевле, и цены на отечественное топливо значительно ниже, чем в соседних странах. Например, в России цена на дизельное топливо в среднем составляет 345 тенге за литр, то есть на 45% дороже, чем на нашем рынке.

Цена в Кыргызстане на 64% выше, то есть 390 тенге за литр, цена в Узбекистане в два раза дороже нашей – 480 тенге за литр.

По словам спикера, в марте   прошлого года розничные цены на дизельное топливо в Российской Федерации снизились до уровня цен на внутреннем рынке Казахстана. В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку исчезла заинтересованность в его вывозе из нашей страны из-за паритета цен.

«Но буквально через месяц пошел резкий рост розничных цен в сопредельных странах и России. Как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства дизельного топлива, мы столкнулись с острой его нехваткой», – отметил и. о. министра энергетики.

В этом году диспаритет цен сохраняется. Как итог, в марте мы видим рост потребления, который по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составляет уже 15%, сказал спикер.

«В такой ситуации дизтопливо однозначно будет «утекать» в другие страны и в большем объеме. Мы можем столкнуться с дефицитом ДТ в объеме 850 тыс. тонн», – подчеркнул и. о. главы энергетического ведомства.

При этом он отметил, что если раньше дефицит перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас НПЗ работают на пределе своих возможностей. По словам спикера, в ближайшие 6 лет рассчитывать на существенное увеличение объемов производства ДТ и ГСМ не следует, поскольку в этот период будет осуществляться проект реконструкции Шымкентского НПЗ.

«Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономику других стран в ущерб собственным национальным интересам», – резюмировал Б. Акчулаков.

По словам спикера, прежде всего был введен запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом. Также были приняты законодательные нормы, обязывающие ресурсодержателей продавать ГСМ напрямую заправочным станциям. Кроме того, были устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов. Были введены дифференцированные цены в зависимости от резидентства и объемов заправки.

«Однако теневой бизнес всегда находит лазейки для обхода ограничительных мер. И каждый раз мы вынуждены в срочном порядке закупать дорогое импортное топливо, чтобы не допустить его нехватки на собственном рынке», – посетовал и. о. министра.

По мнению временного исполняющего главы Минэнерго, сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, с текущими ценами нам его всегда будет не хватать. Кроме того, с такой разницей в ценах переток ГСМ в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом его объемы будут только расти, никакие ограничительные меры не дадут стопроцентного эффекта.

«Сохранение диспаритета цен создает систему для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам страны», – убежден спикер.

Кроме того, низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развиваться нефтегазовому сектору, а также проводить геологоразведку и восполнять ресурсную базу.

В этой ситуации, по мнению   Минэнерго, необходимо снизить ценовую разницу на ГСМ между Казахстаном и соседними странами путем повышения предельных розничных цен.

«Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены, в частности: на    бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тг за литр (рост 11%); а цена на дизель составит 295 тг за литр. Сейчас в зависимости от   региона цена варьируется от 230-260 тг (в среднем рост 20%). Соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня. Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны», – считает министр.

В настоящее время три крупных нефтеперерабатывающих завода в Казахстане производят 17 млн тонн нефтепродуктов.

Вместе с тем в августе прошлого года Министерство энергетики вынуждено было «разогнать» заводы до максимально возможных параметров, поскольку потребление дизельного топлива составило практически 500 тыс. тонн в месяц.

«Чтобы наши заводы качественно работали, необходимо давать передышку. Передышку можно давать только тогда, когда решим вопрос с дефицитом топлива. Дефицит топлива решим, только когда мы перейдем к такому экономическому стимулу, как цена. Мы попробовали все административные меры. Остался последний, самый чувствительный рычаг – экономический. Это нам необходимо сделать, чтобы по всей цепочке все привести в соответствие», – сказал спикер.

По словам Б. Акчулакова, значительно улучшить ситуацию в этом вопросе должно строительство нового нефтеперерабатывающего завода. На новом заводе можно производить до 90% переработанных нефтепродуктов.

«Новый завод позволит добавить на наш рынок 2,5 млн тонн дизельного топлива и 2,5 млн тонн бензина. Кроме того, будет произведено авиационное топливо», – сказал он.

ortcom.kz.

Читайте также