Фестивали – неотъемлемая часть театральной жизни. Они создают атмосферу праздника, дают зрителям прекрасную возможность в короткое время в одном месте увидеть новые работы театров из разных городов и стран, а профессионалам − обменяться опытом с коллегами, обрести новые связи, наметить совместные проекты.
Основная задача фестиваля – внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра, так и для нас – зрителей.
Все это в полной мере относится к прошедшему в Кокшетау фестивалю комедийного театра «Сәлем», посвященного 125-летию государственного и общественного деятеля Темирбека Жургенова.
Всю прошлую неделю в областном казахском музыкально-драматическом театре имени Шахмета Кусаинова звучали аплодисменты на спектаклях театральных коллективов из казахстанской столицы и регионов, Узбекистана и Киргизии.
Два спектакля в день, мастер-классы ведущих театральных деятелей Казахстана, длящееся до позднего вечера общение людей, «связанных одной цепью» – преданных высокому искусству актеров и режиссеров… Такими были эти незабываемые пять дней.
А у журналистов – возможность поговорить с членами жюри – театральными деятелями, искусствоведами, имена которых известны далеко за пределами Казахстана. В их числе кандидат искусствоведения, декан факультета «искусствоведение» Казахской национальной академии искусств им. Жургенова Меруерт Жаксылыкова.
Разговор с известным театроведом был столь интересен, что его основные тезисы мы воспроизводим максимально подробно. А тема, по сути, одна, волнующая и профессионалов, и рядовых любителей искусства Мельпомены: «Современный театр выживает? Или живет и развивается?»
«Театры, как и люди, разные. Есть и те, и другие. В областных театрах чувствуется застой. Даже нынешний фестиваль – тому частичное подтверждение. Это проблема не только казахстанского театра. Коллеги из других стран, а в составе жюри – театральные деятели из Азербайджана и Турции, тоже говорят о том, что нет молодых, талантливых режиссеров».
«И что очень важно, мало профессиональных театральных менеджеров. Сегодня будущее театров во многом зависит не только (к сожалению, возможно даже и не столько) от таланта, а от менеджера. Законы менеджмента едины для всех сфер. Специфика театрального менеджмента – акцентировать внимание на зрителях.
На их запросах. Задача: исследовать, анализировать, для кого и что надо ставить. Конечно, не идти на поводу низкопробных запросов определенной части зрительской аудитории. Но учитывать, что большая часть зрителей хочет чего-то понятного, простого, незамысловатого. Значит, надо ставить такой спектакль.
Но делать это так, чтобы пробуждать душу и мысль, шаг за шагом вести зрителя к более сложным спектаклям, где надо не только отдыхать, но и думать. «Подтягивать» его к столичному зрителю. И в Алматы, и в Астане – подготовленный, ищущий зритель. Ему нужны проблемные, концептуальные спектакли.
Репертуарная политика должна строиться по принципу «Угодить всем». Иначе нельзя. В ней должны сочетаться классические, фестивальные, новаторские спектакли и рассчитанные на зрителя, пришедшего в театр впервые.
Ищущий режиссер – это талантливый профессионал, который умеет найти золотую середину между формой и содержанием. Которого волнуют не личные художественные пристрастия, а то, что актуально сегодня, что интересно зрителю.
Зрителя, воспитанного на эстетике 60-х годов прошлого столетия, становится все меньше. Жаль. Но это – жизнь, естественные процессы. С молодежью надо говорить на театральном языке, понятном ей. Архаичный язык они не принимают. Классику надо адаптировать. Но так, чтобы суть не исказить.
«Комедия – очень сложный жанр. В нем работать очень непросто. Режиссеры стараются его обходить. Драма и трагедии – удобнее. Там легко «слезу вышибить». Вызвать смех – сложнее. Есть хорошие классические комедии. Но тематика устарела. А многие режиссеры сегодня острых тем боятся…
Комедия требует интеллекта, мастерства. Глубочайшего знания ментальности. Мне, допустим, часто не всегда смешно то, от чего смеются зрители. Помните: «Когда человек упал и ему больно, это не смешно». Но многие смеются. Очень сложно не опуститься до физиологического юмора. Это требует высокой сценической культуры. Причем, общей: режиссера, актеров, зрителей. Актеры интеллектуально должны дорасти до режиссера. Тогда «выстрелит». Тем важнее проведение таких фестивалей.
Жюри на этом фестивале действительно международное, очень профессиональное. Принцип «Сколько людей, столько и мнений» и здесь, конечно, работает. Единых, четких критериев в оценке спектакля нет и быть в принципе не может. Для меня спектакль состоялся, когда в нем одинаково хороши драматургия, режиссура, игра актеров. Думаю, что с коллегами-профессионалами сумеем объективно определить победителей. Но ведь даже не это главное. Важно, чтобы наш «разбор полетов», наши оценки и советы стали стимулом для работы над собой, для развития».
Подведения итогов фестиваля ждали с нетерпением. Надо сказать, что, судя по реакции зрителей на церемонии закрытия, их восприятие спектаклей сов-пало с мнением жюри. Это еще одно подтверждение тому, акмолинские любители театра – зрители вполне подготовленные.
В номинации «Лучший дебют» победителем стал театр «Жастар» акимата города Астаны, за роль Кымбат в комедии «Пранк-махаббат» была награждена Лаззат Куанышова.
В номинации «Лучшая сценография» награду получил Государственный военный театр «Туран» Республики Узбекистан с комедией «Тилло табассумлар».
Победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль» стал Костанайский областной казахский драматический театр имени Ильяса Омарова с комедией «Сұлтанның аты – сұлтан».
Кыргызский государственный академический театр имени Токтоболота Абдумо-мынова с комедией «Алда жаш жубайлар, ай» удостоился победы в номинации «Лучшая эпизодическая роль», за исполнение роли Элеси Лазат награжден Арген Карагулов.
В номинации «Лучшее музыкальное оформление» награжден Шымкентский городской театр юмора и сатиры, представивший на суд зрителя комедию «Айман-Шолпан».
За «Лучший женский образ» – музыкально-драматический театр города Туркестан имени Райымбека Сейтметова, роль Турандот в комедии «Турандот ханшайым» в исполнении Гульзады Айтбаевой.
В номинации «Лучший мужской образ» награжден Талдыкорганский драматический театр имени Бикен Римовой, за роль Даржана – Еркебулан Айдымбаев.
В номинации «Лучшее режиссерское решение» награжден Павлодарский областной казахский музыкально-драматический театр имени Ж. Аймаутова, представивший комедию «Венецианские близнецы».
Главный приз в номинации «Лучший комедийный спектакль» получил Государственный театр драмы и комедии имени Азербайжана Мамбетова с трагикомедией «Чарли Чаплин».
За участие в Первом международном фестивале комедийного театра «Сәлем», за вклад в развитие театрального искусства специальным призом имени ветерана Великой Отечественной войны, писателя-журналиста Аскена Набиева были награждены режиссер Молодежного театра г. Астаны Даурен Сергазин, Талдыкорганский казахский драматический театр им. Б. Римовой, Павлодарский областной казахский музыкально-драматический театр им. Ж. Аймаутова и Костанайский областной казахский драматический театр имени Ильяса Омарова.