Он открыл нам путь в науку

Время быстротечно и неумолимо. Кажется, вот только ты стал студентом, впереди годы учебы, а уже специалист со стажем.

Бытует мнение, что студенческие годы – это самые яркие, запоминающиеся годы в жизни человека. Не могу не согласиться с тем, что период студенчества – один из лучших периодов: ты полон надежд, энтузиазма, веры и упорства. Это период, когда ты заводишь друзей на всю жизнь, когда меняются твой кругозор и эрудиция, когда ты «из утенка превращаешься в лебедя».

Но еще, наверное, этот период жизни запоминается благодаря встречам с преподавателями, профессорами – проводниками знаний и изменений. Некоторых запоминаешь навсегда. Так случилось у меня с Огазом Арыстангалиевичем Султаньяевым: безграничное уважение, восхищение Учителем осталось со мной навсегда.

Трудно переоценить его вклад в развитие как казахстанской лингвистической науки в целом, так и Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова.

Слова Василия Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» и о нем, нашем Учителе.

Наше знакомство с профессором Султаньяевым состоялось в 1999 году, на первом курсе… Мы сидели в аудитории и благоговейно ждали профессора, гадая, каким он будет – строгим, серьезным, бескомпромиссным? Но через мгновение в аудиторию стремительно вошел человек с сединой на висках и с порога сказал живое, теплое: «Здравствуйте!» Улыбчивый, интеллигентный, тактичный и обаятельный человек. Таким он останется в нашей памяти навсегда…

Лекции его пролетали на одном дыхании, было интересно и легко слушать его. Он никогда не нагружал студентов излишней терминологией, сложными теориями. Любой сложный материал объяснял легко и доступно, и только позже, став преподавателем сама, я поняла, что в этом и заключается мастерство педагога, преподавателя, ученого – доступно рассказать о «недоступном». Он был отличным преподавателем, любил своих студентов и лингвистику, заряжал своим отношением и студентов. Парадоксально: несмотря на свое звание и авторитет, он всегда был другом студентам, шутил в аудитории.

Студенческие годы быстро пролетели, и вот уже Огаз Арыстангалиевич предложил мне поступать в аспирантуру. Надо сказать, что это был один из важных дней и решений в моей жизни. Я всегда мечтала работать в университете, со студентами. Но также я понимала, какая это ответственность – учиться в аспирантуре и учить в дальнейшем других.

Было боязно, но Огаз Арыстангалиевич верил в своих учеников, а благодаря ему и мы поверили в себя! Нельзя не сказать о том, какая обстановка была на кафедре общего языкознания – доброжелательная, спокойная, но в то же время динамичная, научная. Нашу кафедру всегда отличала интеллигентность, тактичность, более опытные коллеги опекали и курировали нас, молодых, и в этом ясно прослеживалась преемственность. Огаз Арыстангалиевич умело поддерживал микроклимат в коллективе, находил подход к каждому члену кафедры.

Общепринято, что люди пожилого возраста являются образцом мудрости, терпимости, ума. В случае c Огазом Арыстангалиевичем эти качества реализовывались сполна: он был нам и учителем, и педагогом, и наставником, и другом.

Его неординарность, мудрость, блестящие и глубокие познания в области ономастики отмечались не только его близкими, учениками, но и видными учеными Казахстана и зарубежья. Пример тому – найденный мною много лет назад в Хельсинской национальной библиотеке, в славянском зале, библиографический указатель ученых-лингвистов стран СНГ, в числе которых была фамилия и моего научного руководителя… Не скрою, мне, как его ученице, было лестно и трогательно убедиться еще раз в том, что мой Учитель был признан за рубежом. К сожалению, это произошло уже после его скоропостижного ухода из жизни, и я не успела с ним поделиться своей находкой… Как и не успела поделиться своей радостью от защиты кандидатской диссертации. То научное направление, которое он каждому из своих учеников помог определить в начале пути, успешно воплотилось в    ряд кандидатских диссертаций – кроме меня, и у Г. Т. Фаткиевой, Д. Б. Калкабековой…

С уверенностью можно сказать: дело нашего Учителя, его научный и творческий потенциал живет в наших работах, в работе его учеников, их устремлениях… Ведь каждый из нас помнит, что дорогу в мир науки нам открыл Огаз Арыстангалиевич Султаньяев!

Белла ГАЗДИЕВА,
директор филиала АГУ при Президенте РК
 по Акмолинской области.

Читайте также