Никакие противопадковые меры в отношении села Ягодное Атбасарского района предприниматься не будут. Это экономически нецелесообразно, – так начальник областного департамента по чрезвычайным ситуациям Нурлан Атыгаев отвечал на один из вопросов, заданных на совместном заседании комиссии партийного контроля и общественного совета по развитию государственного управления и противодействия коррупции при областном филиале партии «AMANAT».
Уже много лет в период весенних паводков дорогу в село размывает, и пока вода не спадет, жители ни выехать, ни въехать не могут. При этом доводы Нурлана Бауржановича убедительны. В селе проживает не более 200 человек, люди заранее запасаются всем необходимым. Больным, беременным местные органы власти помогают выехать заранее.
В аналогичной ситуации оказывается не только Ягодное. Связанных с этим каких-либо экстремальных ситуаций не возникало. В любом случае людей без помощи не оставят.
А вот жителям восьмого микрорайона поселка Жибек Жолы Аршалынского района, части строений в поселке Коянды Целиноградского (и вновь: не только им) надо быть готовыми к тому, что в пик весеннего половодья вода во дворы их домов придет непременно. Потому что построены они на тех участках, где испокон веков проходили основные потоки талой воды, «методом самозахвата» с последующей вынужденной легализацией.
Правда, по словам Нурлана Атыгаева, сейчас ситуация изменяется, вода ищет новые маршруты именно из-за масштабного строительства. Иногда – несанкционированного. И куда направятся потоки талой воды, предвидеть сложно.
Так что это один из ответов на сетования «Ну не приходило раньше столько воды с полей и из лесов». Приходило. Снега было не меньше, только шли потоки талой воды в реки по веками сложившимся маршрутам, путь ей строениями не преграждали.
Каким будет паводок нынешней весной, прогнозировать еще рано. Знаем, что в наших краях немалая часть снега выпадает именно в феврале-марте. Надеемся, что ситуации, подобной половодью 2017 года, не возникнет. Возможно, кто-то еще помнит редкое для наших краев явление – дождь, прошедший 19 декабря 2016 года. Буквально на следующий день – мороз, сковавший осадки ледяной коркой. В феврале 2017 – вновь дождь. И еще одна ледяная корка. Первого апреля – 15 градусов тепла. Вся вода пошла по корке льда. Из соседней Северо-Казахстанской области тоже.
Этот пример – в качестве подтверждения: надо быть готовым к любой ситуации. Подготовка к весеннему паводку идет серьезная.
На территории нашей области в зонах возможного подтопления паводковыми и талыми водами находится 128 населенных пунктов в 18 регионах.
В находящихся в них 4 071 доме проживают 13 тыс. человек, расположены 74 участка автомобильных, четыре участка железных дорог. Выполнение специального Плана инженерной защиты позволило минимизировать угрозу подтопления в 113 населенных пунктах.
На проведение противопаводковых мероприятий департаменту по ЧС из областного бюджета выделено 131,5 млн тг. Из них: на облет территорий – 52 млн тенге; на услуги космического мониторинга – 5,4 млн; услуги метеорологического мониторинга – 6 млн, на взрывные работы – 63,3 млн; на агитацию – 4,8 млн.
Оснащенность техникой составляет не более 50% от потребности. Она очень дорогостоящая (одна пожарная машина стоит 149 млн тенге, автолестница – 250 млн). Деньги выделяют в зависимости от возможностей бюджета. В экстремальных ситуациях, безусловно, будет задействована вся техника, находящаяся на балансе МИО, хозяйствующих субъектов.
Совместно с местной полицейской службой проводятся рейдовые мероприятия с целью выявить лиц, нарушающих правила благоустройства территорий населенных пунктов, проверяется качество содержания дренажных и арычных систем, вывоза снега…
В прошлом году к ответственности привлечено 287 физических лиц. Все они получили административное взыскание в виде предупреждения.