Очень нужны фармацевты

Зашел в аптеку молодой человек. Чуть ли не со слезами просит продать глазные капли для его бабушки, страдающей от высокого глазного давления. Необходимый в этих случаях рецепт он непременно принесет завтра. Кто из нас не был свидетелем (или участником) подобных ситуаций?

Фармацевт отказывает, парень умоляет. После звонка владелице аптеки, все-таки пошла навстречу. Не успела капли на прилавок поставить, вбежали люди с фотоаппаратами: «Всем стоять. Контрольная закупка».

– Штраф мы уплатили. Но как такие ситуации нервируют, мешают работе, – сетовала на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Акмолинской области владелица этой аптеки.

Председатель совета Валентина Геращенко ответила, что возможность проверок по алгоритму «тайный покупатель» предусмотрена Предпринимательским кодексом РК. Так что к ним надо быть готовыми в любую минуту.

Как и к тому, что любому аптечному пункту, независимо от его размера и от того, где он расположен, придется внедрять стандарт надлежащей аптечной практики GPP. Соблюдение его норм стало обязательным с 1 января 2023 года в соответствии с Кодексом о здоровье народа.

«Дополнительные финансовые затраты». «Много дополнительной бумажной работы». «Сельские аптеки с малым оборотом в принципе не смогут работать в соответствии с этими нормами». «Большинство аптечных пунктов находятся в приспособленных помещениях, оборудовать их в соответствии с требованиями – нереально. Будут вынуждены закрыться». «Работников с соответствующим образованием найти очень сложно. Если соблюдать все требования, то придется вводить еще одну штатную единицу». Это только часть опасений предпринимателей, высказанных на встрече.

– Не надо бояться. Принципиально нового в европейском стандарте нет. Речь идет о неукоснительном соблюдении существующих норм, разработке и документировании алгоритма действий, – заместитель руководителя департамента комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК по Акмолинской области Айгуль Оспанова привела множество бесспорных аргументов ключевому тезису своего выступления.

Нужно документально определить сотрудника, который будет отвечать за формирование системы качества. В небольших аптеках, очевидно, таковым будет единственный фармацевт. Ключевой момент внедрения стандартов – документирование отдельных процессов, определение взаимосвязей между ними в виде стандартных операционных процедур.

Детализация стандарта надлежащей аптечной практики GPP необходима, конечно, для специалистов, людей, в этой системе работающих. А всем нам, покупающим в аптеках препараты (подчас, без малейшего преувеличения, жизненно важные), надо понимать, что от соблюдения стандартов зависит качество покупаемых нами лекарств, а значит, по большому счету, и наша безопасность.

– Были случаи, когда зимой получали замерзшие при транспортировке ампулы. Когда при сорокаградусной жаре мазь Вишневского текла, – Айгуль Алмазовна краски сгущать отнюдь не пыталась. Случаи такие единичны. Но были. На то, что их нет сейчас, остается лишь надеяться.

В последний раз аптеки проверялись в 2014 году. Сроки моратория истекли, началась пандемия. Сейчас проверки возможны только в случае установленных фактов нарушения Административного кодекса РК. Но по данным, приведенным Айгуль Оспановой, количество нарушений снижается. В прошлом году выявлено 21. Это значительно меньше, чем ранее.

– Продать лекарство с истекшим сроком годности – себе дороже. Аптеку вообще закрыть могут. От лицензий на реализацию психотропных и наркосодеражащих препаратов мы вообще отказались. Слишком много «головной боли», – говорили пришедшие на встречу владельцы аптек. – Да и вообще, мы же понимаем, что от качества лекарственного средства зависит здоровье человека, а то и жизнь.

Профессиональная, корпоративная этика, как «честное купеческое слово», – это, конечно, хорошо. Но без документального подтверждения того, что лекарственные средства отпускаются, хранятся должным образом, не обойтись. На это и нацелены вводимые с первого января стандарты. В принципе за уже существующие нормы и требования они не выходят. По-прежнему для получения лицензии необходимо помещение не менее 30 кв. м, для хранения лекарственных средств – 9. Но иногда, по словам Айгуль Оспановой, продемонстрированные в процессе получения лицензии «через некоторое время эти 9 метров исчезают, используются для других целей».

И в целом проблемы возникают именно с хранением. Для холодильников и складских помещений часто используют одни и те же термометры. Должны быть шкафы для раздельного хранения различных препаратов и медицинских изделий.

– Не верьте чатам, где размещают информацию о том, что стандарт GPP отменят, отложат, – обращалась к предпринимателям Айгуль Алмазовна. – Заявку на соответствие рассматривайте как форму аудита. Приедем, подскажем. Нарушения найдем – никто никого наказывать не собирается.

Но при этом: «Если в ходе проверки (не аудита) установим, что лекарства отпускает человек без фармацевтического образования, наложим штраф. Приедем через полгода, если специалиста не нашли, опять накажем». Требование наличия высшего образования у заведующего аптекой никто не отменял. Но все прекрасно понимают, что дефицит профильных специалистов огромен. Катастрофически не хватает фармацевтов. Высший медицинский колледж ежегодно выпускает не более 20 человек. Половина из них открывает свое дело. Кто-то за пределы области уезжает, кто-то в декретный отпуск уходит. О провизорах с высшим образованием вообще речь не идет. Разве что кто-то случайно, по семейным обстоятельствам в нашей области окажется.

– Надо самим решать эту проблему, – пришли к выводу предприниматели. – Искать потенциальных абитуриентов среди знакомых. Помогать им оплачивать обучение.

– Нужно создавать ассоциацию. Тогда мы сможем вносить предложения об изменениях в нормативной базе, ходатайствовать об увеличении набора студентов на фармацевтическое отделение, – это еще один очень важный и значимый итог, к которому пришли участники совещания.

Нельзя не отметить, что на этом заседании между представителями бизнеса и уполномоченных органов было взаимопонимание, диалог – действительно, конструктивный. В принципе, так и быть должно, здоровье людей – дело общее.

Читайте также