«Дело приобрело широкий общественный резонанс». Этот вывод справедлив в отношении каждого судебного процесса, ответчиками на которых выступают медицинские работники.
И это понятно. Ведь речь идет о самом главном: здоровье, а подчас и жизни человека. Судебных процессов, на которых звучит понятие «врачебная ошибка» становится, к сожалению, больше. Проходят они в разных регионах страны, фигуранты разные…
Но есть общее. В подавляющем большинстве случаев в решении суда говорится: «Признаны виновными в совершении уголовного правонарушения по части 2 статьи 317 УК РК (невыполнение, ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека)». И далее: «Освобождены от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности».
Даже далеким от медицины людям очевидно, что расследование таких дел требует множества экспертиз, квалифицированных заключений. А это, конечно, время. Но то, что срок давности успевает истечь чуть ли не заведомо, как-то настораживает.
Приговор Кокшетауского городского суда от 24 июня 2021 года исходит из полной доказанности доводов истцов Боташ А. Е., Боташова А. К. «… в результате недобросовестного и небрежного отношения врачей перинатального центра областной больницы к выполнению своих профессиональных обязанностей, истец Боташ А. Е. перенесла разлитой серозно-гнойный фиброзный перитонит, сепсис, СПОН, инфекционно-токсический шок, клиническую смерть. В результате проведены многочисленные операции, в число которых вошли ампутация верхних и нижних конечностей и пересадка 90% кожи живота».
«Акушеры-гинекологи перинатального центра областной больницы Е. и О. за ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного отношения, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью истцу Боташ А. Е., признаны виновными в совершении уголовного правонарушения по части 2 статьи 317 УК РК и на основании пункта 2) части 1 статьи 71 УК освобождены от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности».
«Заключением комиссионной судебно-медицин-ской экспертизы № 213 от 1 и справкой внутреннего контроля по факту критического состояния Боташ А. Е. установлено, что объем операции, проведенной врачом М., расценен как дефект оказания медицинской помощи. Также сделан вывод о том, что неназначение врачом П. антибактериальной терапии и недооценка состояния роженицы с тяжелой анемией названы одними из причин, которые способ-ствовали реализации гнойно-септических осложнений: разлитому перитониту, развитию молниеносного сепсиса».
В результате молодая, здоровая роженица стала инвалидом. Утраченные конечности, подорванное здоровье не вернуть. А доктора продолжают работать. Никто, конечно, крови не жаждет. Надеемся, что выводы сделали и врачи, и их руководители. Но и желание пострадавших супругов уберечь от подобных трагических врачебных ошибок других вполне объяснимо.
Они вновь обращаются в суд с административным иском к ответчикам – ГУ «Министерство здравоохранения РК», ГУ «Управление здравоохранения Акмолинской области», ГКП на ПХВ «Многопрофильная областная больница» при управлении здравоохранения Акмолинской области.
В исковом заявлении супруги Боташовы просят «обязать Министерство здравоохранения, управление здравоохранения, областную больницу устранить нарушения законности, допущенные при рассмотрении обращений в части административного бездействия, выразившегося в неотстранении от занятия медицинской деятельностью врачей (четверых работников перинатального центра)», «обязать Министерство здравоохранения инициировать лишение (отзыв) в судебном порядке сертификатов медицинских работников О., Е., М., П.».
Решением специализированного межрайонного административного суда Акмолинской области от 20 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Состоявшийся недавно суд кассационной инстанции принял иное решение: «После пересмотра в кассации признано незаконным бездействие Министерства здравоохранения, управления здравоохранения и областной больницы при рассмотрении обращений потерпевшей. Суды обязали ответчиков в течение 15 дней устранить нарушения путем направления обращений в уполномоченный орган».
А уполномоченным органом в этом случае является Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК или его территориальное подразделение.
Допущенное нарушение ответчики должны устранить буквально в ближайшее время. Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.
Ирина БАУДИНОВА.