История течет и вьется, как река

Мы продолжаем серию публикаций о сакральных местах Акмолинскоц области. Сегодняшний рассказ — о памятниках Астраханского и  Атбасарского  районов.

Что такое Колутон?

По легенде, название реки Колутон, протекающей в Астраханском районе связано с событиями монгольских завоеваний. Проходя в конце зимы со своей многотысячной армией, Чингисхан приказал  отряду  разведчиков найти удобное место для переправы. Разведчики  доложили о его обнаружении. Когда же войско подошло, началось весеннее половодье. Разгневанный  хан приказал утопить в реке весь отряд разведчиков. На побережье был разбит военный лагерь, пока другой отряд искал подходящее место для переправы. А когда вода в реке спала, войско свободно перешло на другой берег. С того времени реку стали называть Колутон (с монгольского яз. — «невидимое препятствие»).

Интерес в Астраханском районе представляет памятник 18 века «Бал махаббат». Он юртообразной формы, расположен на кургане высотой около 2 метров у аула Жамбыл. Насыпь кургана сложена из земли и щебня. Культовый памятник 18 века находится в 52 км к северо-востоку от районного центра — села Астраханка,  в 3,5 км к востоку от автородороги Астана – Атбасар. Диаметр мавзолея — 9,7 м, высота – 4 м, толщина стен — 1,5 м. Находится в хорошем состоянии.  Легенда, связанная с этим  памятником, повествует о любви юноши и девушки из разных казахских родов, родители которых противостояли их союзу. Курган, расположенный недалеко от соседних аулов молодых людей, был местом их свиданий.

Однажды отец девушки застал молодых у кургана и расправился с юношей. Девушка в отчаянии покончила с жизнью. Тогда убитый горем отец воздвиг здесь мавзолей. Его прочным стенам вот уже 3 века неподвластны степные ветра,  бураны, проливные дожди. По легенде, стены построены из сырцового кирпича с добавлением гальки, козьего жира, конского волоса, костей животных…

Аул  Косбармак в Астраханском районе был основан в 1928 году, расположен в 48 км от города Атбасара. В переводе с казахского его название означает «два соединенных пальца». Село Косбармак — родина Героя Советского Союза Акана Курманова. В этом ауле в 30-годы XX века родилась известная в народе  казахская  песня «Камиля». История гласит, что парень Алкен полюбил девушку Камилю из аула Боскемир, дочь богатого человека по имени Сарымбай, который  не хотел отдавать дочь за бедного парня. Юноша решил передать свои чувства через песню, так появилась песня «Камиля». Несмотря  на различные препятствия, молодые люди сумели остаться вместе. В 1936 году у них родился сын Тельман. Когда началась Великая Отечественная война, Алкен ушел на фронт, а в 1942 году пропал без вести… Потомки  Алкена и Камили в данное время живут в г.Жаркенте, Алматинской области. А их единственного сына Тельмана не стало  в 2015 году.

Реки и озера

Большой интерес на территории Атбасарского района представляют собой казахские гидронимы. Река Жаба́й — правый приток Ишима. Она протекает по территории Атбасарского и Сандыктауского районов, имеет 14 притоков. В нескольких километрах к северу от устья на правобережье р. Жабай расположен город Атбасар. Сохранилось в народе и предание о происхождении названия реки. В конце XVIII — начале XIX веков на берегу реки располагалась зимовка (кыстау) бая по имени Жабай, кочевавшего со своим аулом в этих местах. Детей у него не было, скот пасли наемные джигиты. От других людей он отличался добрым отношением к пастухам – табунщикам и не прочь был повеселиться с ними, организовывая вечеринки. Со временем и речка стала называться его именем.

Озеро Ауплдек находится на юге Атбасарского района, в 18 км к юго-востоку от села Сочинское. Площадь его — 6,3 кв.км (в засушливые годы — 3,4 кв. км). Озеро бессточное, с пологими берегами, илистым дном и поросшими тростником берегами. Ауплдек — место гнездования уток и гусей. В народе сохранились песни и легенды, связанные с озером. Одна из них — народная песня «Аупілдек». По словам потомков автора песни, она была создана в конце XIX века. На территории Атбасарского уезда проживал богач из рода Алтай по имени Дайрабай. Он выдал замуж свою единственную дочь Дамеш против ее воли за нелюбимого человека из рода Токтаул. Однажды в аул на берегу озера Ауплдек, где жила Дамеш с мужем, приехал ее дальний родственник Макажан Шиден улы с несколькими джигитами. Увидев сестру, он понял, что живется ей очень тяжело. Не прошло и недели, как он от имени сестры написал песню Ауплдек и распространил среди жителей. Сам Макажан родился 1873 году в Тенгизской волости Атбасарского уезда на берегу реки Шортанбай и ушел из жизни 1932 году, похоронен в селе Косбармак Атбасарского района.

Шортанбай — река  бассейна р.Терисаккан, левый приток р.Қайрақты. Берет начало в лощине, протекает по южной части Атбасарского района. И с этой рекой тоже связана интересная история. Рассказывают, что когда-то на берегу реки Шортанбай был большой аул, родина Сыздыка Мешимбаева. В данное время сохранились мазар С. Мешимбаева и колодец. Сыздык Мешимбаев был членом Алаш Орды в г.Атбасар. Вместе с М.Дулатовым призывал молодежь к единству. Совместно с М.Дулатовым они поставили в г.Атбасаре пьесу «Несчастная Жамал», причем С.Мешимбаев был инициатором постановки. Спектакль организовали в здании бывшей татарской мечети, сохранившемся до сегодняшнего дня, участвовали в нем около 40 человек, в основном, атбасарская молодежь. После установления Советской власти С.Мешимбаев посвятил свою жизнь сфере образования.

Свою историю  имеет и сопка Амантай. Давным-давно вдоль реки Ишим кочевал степняк. Был у него косяк лошадей. Однажды разразился буран, свирепствовавший несколько суток. Из кибитки нельзя было выйти, снег сек лицо, ветер валил с ног. Когда буран улегся, перед глазами хозяина открылась страшная картина: вместо косяка он обнаружил замерзшие трупы лошадей, разбросанные по безбрежной степи. Только в седловине сопок остался жив один жеребенок. Степняк, увидев его, снял малахай, и с надеждой сказал: «Живи, спасшийся! Ты принесешь мне счастье!» С тех пор самую высокую сопку назвали Амантау (совр. «Амантай»).

Привлекает внимание и сохранившаяся усадьба купца Белова, в здании которой ныне находится историко-краеведческий музей. Историческая справка свидетельствует, что усадьба купца А. Белова — 1911 года постройки, расположена  в старой части города по ул. Победы, 28 и представляет собой комплекс построек: главный дом, флигель для служащих, конюшня. В 1917-1918 гг. в здании находился  уездный Совет рабочих, солдатских, крестьянских, казачьих и киргизских депутатов. С 1974 года по настоящее время в здании располагается Атбасарский историко-краеведческий музей. Усадьба — памятник архитектуры, охраняется государством. Интересны ее архитектурные особенности. Жилой дом – высокий, двухэтажный, первый этаж кирпичный, второй деревянный со стенами, рубленными из бревен без остатка, с выразительным убранством. Дом с мезонином, фасады оформлены деревянными узорными наличниками, карнизы — с кружевными подзорами, даже на водосточных трубах сохранились ажурные колпачки.

Имена расскажут…

Сохранились имена известных и достойных людей Атбасара. К примеру, Аббас қажы Балтабекулы. Родился он в 1883 году в ауле №6 Каракойын-Кашырлы Атбасарского района Акмолинской области. В 1908 году, когда ему исполнилось 25 лет, вместе с аксакалами аула совершил хадж в Мекку. В годы Советской власти пережил трудные времена, подвергался гонениям, но не утратил веры, высоко чтил все заповеди ислама. Умер Аббас кажы  в 1972 году в с. Калиновка Атбасарского района, в возрасте 89 лет.

Из воспоминаний соседа Хасен Тыканулы: «Мы жили по соседству с Аббас кажы. Я хорошо знал его. В 25 лет он пешком совершил хадж в Мекку, шел целый год. Когда я приезжал с учебы в аул, заходил к Аббас кажы поздороваться, он сидел держа в руке  Коран, с расстеленным жайнамазом, для чтения молитвы… Аббас кажы из рода Алтай — Жанузак. Я в семье был один, и когда у меня родился первенец-сын, он назвал моего сына Жанузак». В июне 1996 года в с. Тимашевка была открыта  мечеть «Аббас кажы» и имамом этой мечети был избран Даулбай кажы – племянник Аббаса кажы. Сам Даулбай кажы дважды совершил паломничество в Мекку, в 2005г и 2008 г. В 2007 г. имам Даулбай кажы передал в дар музею шапан, шежире Аббаса кажы. Внучка Аббаса кажы Алма Тураркызы также сдала в фонды музея тымак Аббаса кажы.

Ерден Сандыбайұлы родился в 1808 году в Атбасарском уезде. Был султаном, батыром из рода Баганалы-Найман Улытауского края, волостным в аулах Богентай сай, Сандык кескен, Кайракты, затем назначался старшим султаном уезда. Будучи султаном, был приглашен в Россию на инаугурцию царя Александра II. Умер в 54 года. Его мазар находится а ауле Бозтумсык Улытауского района, в 18 км. к юго-востоку от реки Каракенгир. Один из потомков батыра Ердена Сандыбайулы, Хасен Тыканулы  Калменбаев в данное время проживает в г. Атбасаре. Несмотря на преклонный возраст, аксакал занимается предпринимательством, воспитал 13 детей, имеет 36 внуков и 7 правнуков. 

Конечно, говоря об Атбасаре, нельзя не вспомнить имя Ильяса Есенберлина (1915- 1983гг.).  В Атбасаре сохранился дом 1895 года постройки, в котором 10 января 1915 года родился будущий писатель. В 1994 году на стене дома  установлена мемориальная доска и улица, где расположен дом, названа в честь  И. Есенберлина.

«Атбасар был милым и светлым городом. Расположенный на степной равнине и состоящий из небольших деревянных домов с зелеными садиками, он выглядел очень уютным. На восточной окраине города протекала извилистая речка Жабайка…, по левому берегу ее бесконечными зелеными лоскутами тянулись огороды, тихо качались огненные маки, желтые подсолнухи, душистый табак. Жители Атбасара занимались земледелием и кустарничеством. Казахи, как и русские, пахали землю, сажали картофель, капусту, шили сапоги, работали плотниками и стекольщиками…», — писал И. Есенберлин.

В детстве  Ильяс  проявлял удивительные литературные и математические способности, умел быстро анализировать и систематизировать различные явления и события, очень любил и хорошо знал казахский фольклор, с удовольствием читал мировую классику, рисовал. По характеру он был жизнелюбом и оптимистом, обладал сильной волей, огромным терпением и феноменальной памятью. В своих воспоминаниях Ильяс Есенберлин  часто делился одним ярким событием своего детства. Как-то раз на ярмарке он победил в соревнованиях по борьбе,  и ему вручили денежный приз. Старшая сестра устроила по такому случаю пиршество – потратили все заработанные деньги. Много произошло в жизни великого писателя, но этот день для него был самым дорогим и светлым.

Но судьба оказалась жестокой, Ильяс рано осиротел и воспитывался  в детском доме. Там будущий писатель писал стихи для стенгазет. После окончания начальной школы Ильяс уехал в Кызыл-Орду и стал учиться в интернате, затем устроился на работу в райисполком в городе Карсакпае. Летом в Карсакпай пришла разнарядка на курсы по подготовке в Горно -металлургический институт в Алма-Ате, и Ильяс стал студентом горного факультета. Он очень быстро стал заметным человеком в институте. Когда в 1937 году состоялся 1-й Чрезвычайный съезд Советов Казахстана, принимавший первую конституцию Казахской ССР, студент Есенберлин был избран делегатом этого съезда.

Нелегок и непрост был его путь в большую литературу. В 1940 году окончил Казахский горно-металлургический институт, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. До 1947 года работал инструктором в аппарате ЦК Компартии Казахстана, в 1949 году был арестован и приговорен к 10 годам лагерей. Отбыл половину, которую провел на строительстве Каракумского канала горным инженером по взрывным работам. По освобождении работал в Министерстве геологии Казахской ССР, затем начальником управления Берсугирской шахты. До ареста он успел написать поэмы «Айша» и «Султан» (1945) и стихотворный сборник «Песни благородства» (1949), а затем занялся прозой («Повесть о человеке» (1957), «На берегу реки» (1960). С 1958 года — редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», с 1962 года — редактор Казгослитиздата, с 1967 года — директор издательства «Жазушы», затем секретарь правления Союза писателей Казахстана (1971—1975). В 1975 году ушел на творческую работу, результатом которой стали 15 романов за 16 лет. И.Есенберлин написал более 40 текстов песен на музыку  известных композиторов Казахстана. В 1968 году его роман «Схватка» был отмечен Государственной премией Казахской ССР. Особой любовью читателей  пользуются  его романы «Кочевники» и «Золотая орда». Роман «Кочевники» переведен на 30 языков.

24 декабря 1999г.  при активной поддержке администрации города Атбасара, семьи писателя состоялось торжественное открытие литературного музея Ильяса Есенберлина. В экспозиции музея представлены личные вещи писателя, фотодокументы, семейные фотографии,  книги,  воссоздан интерьер кабинета. В фонде музея хранится уникальная запись – живой голос писателя,  рукописи книг, а также коллекция книг с автографами известных казахстанских писателей.

В  2015 году к 100-летию писателя на его Родине прошли торжественные юбилейные мероприятия. На центральной площади  г. Атбасара  был открыт памятник Ильясу Есенберлину (авт. И.Л.Седлецкий), а в литературном музее — новая экспозиция.

Гульбаршин Салык,
член Союза журналистов Казахстана
председатель Ассоциации краеведов Акмолинской области.

 

Читайте также