Как можно класс «перевернуть»

Сегодня я, как молодой учитель, хочу поделиться с вами своим пусть небольшим, но уже наработанным опытом.

Я работаю учителем химии и биологии в ШГ №13 «ЭКОС» г.Кокшетау. К выбору своей профессии я подошла осознанно.

Еще в период обучения в школе я осознала, что мне интересно как можно подробнее изучить и понять явления и процессы, происходящие в окружающем мире и в живых организмах, определить их практическую значимость. И передать эти знания другим.

Став дипломированным специалистом, я начала работать в ШГ №13 «ЭКОС». Как молодого учителя, меня заинтересовали новые методики и приемы в сфере образования, которые возможно реализовать в ходе проведения уроков, чтобы дети лучше усваивали материал.

Наиболее актуальными в настоящее время, на мой взгляд, можно считать стратегии «Перевернутый класс» и «Case-study».

«Перевернутый класс» – это модель образовательного процесса, являющаяся разновидностью смешанного обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала. Для перевернутого обучения характерно использование водкастов, подкастов, и преводкастинга.

Подкаст – это звуковой файл (аудиолекция), который рассылается по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.

Водкаст – это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами.

Пре-водкастинг – это образовательный метод, в котором учитель создает водкаст со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод пре-водкастинга – это первоначальное название метода «перевернутого класса».

В данной модели обучения выполнение домашней работы включает в себя применение технологий водкаста: просмотр видеолекции, чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков, прохождение тестов на начальное усвоение темы. Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

Переход к модели перевернутого класса является переходом от главенства учителя к главенству ученика. В зарубежной литературе этот переход образно описывают как смену роли учителя с «sage on the stage» на «guide on the side», что вольно можно перевести как переход от «мудрец и на дуде игрец» к «гид – со стороны рулит».

Кейс-метод – это метод проведения детального анализа одной конкретной ситуации, который используется для достижения определенных целей (обучения, исследования).

Основное преимущество кейс-метода состоит в том, что он ориентирован на «постановку вопросов», в то время как другие методы – на «предлагаемые решения». Это преимущество дает возможность учащимся реально участвовать в процессах анализа, подготовки и принятия решений, при первоначальной постановке и осмыслении вопросов в кейсе, до того, как будут найдены и сформулированы соответствующие решения.

Кейс-метод относится к числу активных методов обучения. Он позволяет формировать новый, активный стиль поведения обучающихся в учебном процессе, способствует развитию аналитических способностей, навыков аргументации и принятия решений, умению работать в команде.

В ШГ № 13 «ЭКОС» в рамках Школы молодого учителя мы провели коучинг и мастер-класс на тему: «Использование стратегий «Перевернутый класс», кейс-стади в решении проблемных вопросов на уроках». Целью являлось повышение компетентности учителей в формировании навыков разработки заданий для формативного и суммативного оценивания. Перед нами стояли задачи: разработать задания по учебному предмету; изучить различные способы разработки заданий. В ходе коучинга и мастер-класса было успешно реализовано применение приемов «Ассоциативный ряд», «До-после», деление на группы «Цвет настроения», «Мозговой штурм», «Батарея заданий», «SMS-сообщение»…

Кроме того, данные стратегии были применены в рамках проведенного нами «Lesson study» в общеобразовательном восьмом классе. Было принято решение провести уроки с применением стратегии «Перевернутый класс». Был соблюден дифференцированный подход, так как предварительно я разделила учеников на группы с разноуровневыми заданиями.

Этапы урока были соблюдены: начало урока, середина, конец. На каждом этапе я использовала активные приемы критического мышления, индивидуальную и групповую работу, работу в парах.

Так, например, в начале урока использованы приемы «Рукопожатие», «Подари улыбку», «Настроение», «Ассоциативный ряд», «Необъявленная тема», проверка домашнего задания при помощи ИКТ (платформа Joyteka), стратегия «Батарея вопросов», «Следопыт», «Рисунки говорят»…

Безусловно, достижения моих учащихся в рамках «Lesson study» и проведение мастер-класса и коучинга в рамках «Школы молодого учителя» позволили мне почувствовать себя увереннее и понять, что это начало, и нет предела открывшимся передо мной возможностям.

Наталья САВЕНКОВА,
учитель химии и биологии ШГ «ЭКОС» №13 г. Кокшетау.

Читайте также