Шире полномочия, больше самостоятельности и ответственности

В Казахстане за годы Независимости произошли значительные политические и демократические преобразования, позволившие заложить основы и укрепить принципы демократического, правового, социального государства. Была развернута широкая система местного самоуправления, в которой большая роль отводится маслихатам как местным представительным органам власти.

5 ноября были внесены изменения в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». Некоторые нормы уже вступили в действие, другие будут  введены с 1 января 2023 года. В целом, изменения значительно расширили полномочия  местных представительных  органов.

О том, что изменится в деятельности народных избранников,  а также текущей работе депутатского корпуса рассказывает секретарь Акмолинского областного маслихата Талгат Жунусов:

– Вопрос необходимости расширения полномочий представительных органов обсуждался давно. В Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил: стране нужна сильная представительная власть, в которой ответственные депутаты, обладающие мандатом доверия народа, будут играть активную роль в государственном строительстве. Глава государства предложил внести изменения в деятельность Сената, Мажилиса и маслихатов. И уже с марта была начата работа по разработке поправок в законодательство. 5 июня состоялся всенародный референдум по внесению поправок в Конституцию РК. Теперь эти изменения волеизъявлением всего народа закреплены в Главном законе страны. А уже в сентябрьском Послании  все реформы  были прописаны более четко и конкретно. И на сегодняшний день мы уже имеем пакет законов и законодательных актов, которые закрепили все выдвинутые Главой государства инициативы.

– Что изменится в деятельности маслихатов?

– Для повышения доверия граждан к представительной власти на местах были внесены поправки, которые позволят усовершенствовать деятельность маслихатов всех уровней (областного, городского, районного). В Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» четко обозначены полномочия маслихатов. Согласно документу, они получили большую самостоятельность и не должны зависеть от исполнительных органов.

С января 2023 года вместо секретаря маслихата вводится должность председателя маслихата. Об этом говорили давно. Председатель маслихата– это не просто новое название, это новый статус, который сразу дает понимание, что это руководитель местного представительного органа.

Кроме того, для усиления роли областных маслихатов и маслихатов городов республиканского значения по предложению Президента изменился порядок назначения акимов регионов. До сих пор депутаты маслихатов согласовывали единственную кандидатуру, предложенную Главой государства. Президент предложил, чтобы эта процедура проходила на альтернативной основе: теперь, согласно поправкам в Закон, на рассмотрение и согласование в маслихаты вносится не менее двух кандидатур. То есть, в сущности, маслихаты будут участвовать в косвенных выборах акимов областей и городов республиканского значения. Все эти инициативы в совокупности направлены на переформатирование деятельности маслихатов как представительной власти.

Кроме того, теперь маслихаты районов (городов областного значения) принимают решение о принятии отставки избранного акима, являющегося политическим госслужащим, или о мотивированном отказе в ней.

Внесены и поправки в статью 24 Закона о полномочии маслихата выразить недоверие акиму, они связаны с приведением в соответствие со статьей 87 Конституции.

Так, по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос об его освобождении от должности.

Также, принимая во внимание негативные факторы и критику населения, Президент предложил перейти к более гармоничной — смешанной избирательной системе, которая в полной мере учитывает права всех граждан. Поэтому теперь, согласно поправкам в закон, депутатский корпус Мажилиса будет формироваться по следующей схеме: 70 процентов – на пропорциональной основе, 30 процентов – на мажоритарной основе.

При выборах в маслихаты областей и городов республиканского значения это соотношение будет составлять 50 на 50. А в городской и районный маслихаты выборы депутатов будут проходить только на мажоритарной основе. Все эти изменения позволят создать более конкурентную политическую среду в выборном процессе, а главное – усилят обратную связь депутатов с избирателями.

Что касается полномочий депутата: согласно новым поправкам, они могут быть прекращены по решению руководящего органа политической партии, от которой он был избран.

Недавно успешно состоялись Президентские выборы, которые стали точкой отсчета для  реализации  намеченых политических реформ. Следующий шаг – выборы в Сенат Парламента РК, далее – в Мажилис и маслихаты всех уровней. Нынешний состав маслихата седьмого созыва работает около двух лет. Каковы промежуточные итоги деятельности депутатского корпуса?

– Напомню, седьмой состав депутатов Акмолинского областного маслихата избирался  по  партийным спискам. 23 депутата представляют партию «AMANAT», партии «Ауыл» и «Ақжол» – по три человека. Трое депутатов  выбыли в связи со сменой деятельности, пока их места вакантны.

Всего по области в местных представительных органах власти  254 депутата. Очевидна тенденция омоложения, средний возраст составляет 43 года, количество женщин-депутатов увеличилось примерно на треть. Среди депутатов – представители многих социальных групп, ведь маслихат – это мост между народом и властью. И чем больше представлено социальных групп, тем больше волнующих их проблем будет решено.

Качественный состав депутатов областного  маслихата позволяет выносить важнейшие вопросы, касающиеся жизнедеятельности нашей области, на рассмотрение исполнительным органам власти, отстаивать интересы жителей региона.

За 2021 год областным маслихатом было проведено 12 сессий, из них 8 внеочередных.    66% сессий проведено по инициативе депутатов. Принято 77 решений, заслушано 4 отчета должностных лиц, принято 30 нормативных правовых актов.

В 2022 году проведено 9 сессий, 10 заседаний постоянных комиссий, на которых были рассмотрены вопросы, волнующие население области. В том числе – исполнение областного бюджета за 2021 год, уточнения бюджета текущего года.

В основном депутаты выносили на обсуждение вопросы социального характера, требующие финансовых затрат. Были и достаточно острые, требующие оперативного решения на внеочередных сессиях.

Если говорить в общем о депутатском корпусе области, то в текущем году от депутатов областного, городских и районных маслихатов к проекту бюджета на предстоящие 3 года поступило 766 заявок на сумму более 260 млрд тенге. 244 из них были заявлены в прошлом году. Для сравнения, в 2021 году поступило около 600 проектов на 227 млрд.

Наибольшее количество проектов – 249, или более 30% относятся к транспортной инфраструктуре. 110 (14,4%)  касаются жилищно-коммунальной сферы; 100 проектов (13%) –  водоснабжения; 77– сферы жилья (10%); 74– спортивной инфраструктуры (9,7%); 55 – культуры (7%); 44 проекта – сферы образования (5,7%).

Наибольшее количество проектов, имеющих проектно-сметную документацию, поступило от: Атбасарского района – 106; Бурабайского – 97; Целиноградского – 86; Аккольского – 84.

За этими цифрами – большая совместная работа депутатов и местных исполнительных органов. Все проекты, заявленные для финансирования в следующем году, будут на постоянном контроле депутатов всех уровней.

– Какие вопросы удается решать депутатам областного маслихата?

– Безусловно, тон работе всего маслихата задают постоянные комиссии. Если раньше их было четыре и работали они на общественных началах, то в марте 2022 года из четырех комиссий было сформировано две. А председатели данных комиссий теперь освобождены, их работа оплачивается из бюджета. Сделано это было для повышения эффективности деятельности комиссий. Так, комиссию по вопросам экономики, бюджета и развития социальной сферы возглавляет Галым Мадешович Бекмагамбетов. А комиссию областного маслихата  по вопросам законности и развития реального сектора региона – Мурат Оразбаевич Шамшинуров. Это люди, имеющие солидный послужной багаж, обладающие большим профессиональным и житейским опытом.

На заседаниях постоянных комиссий в этом году было рассмотрено  немало социально значимых вопросов. Например, комиссией по вопросам экономики, бюджета и развития социальной сферы – об исполнении целевых индикаторов государственных программ; о готовности учреждений образования к летнему отдыху детей; о выполнении профилактических, противоэпидемиологических и противотуберкулезных мероприятий на территории области; о проекте бюджета на 2023-2025 годы.

Комиссией по вопросам законности и развития реального сектора региона рассмотрены: исполнение Программы развития рыбного хозяйства области; проблемы перерабатывающей отрасли в сфере животноводства;  состояние и перспективы индустриально-инновационного развития города Кокшетау, а также ход исполнения поручения Президента РК Касым-Жомарта Токаева по изъятию и возвращению в госсобственность земель сельхозназначения, выданных с нарушениями или используемых не по назначению.

Все наши депутаты стараются активно участвовать в сессиях,  заседаниях комиссий, встречаются с населением, занимаются благотворительной деятельностью, помогают своим землякам не только материально, но и решают  их проблемы посредством депутатских запросов в местные исполнительные органы. В течение двух лет они подняли немало различных вопросов перед исполнительной властью.

Например, в августе прошлого года был сформирован перечень почти из 600 вопросов и направлен в областное управление экономики и бюджетного планирования на рассмотрение. Это строительство газопровода и ответвлений в селах Аршалынского района; реконструкция водопроводных сетей в районах области; строительство жилых домов и инженерных сетей к ним во многих  регионах области; ремонт атомобильных дорог и улиц населенных пунктов;  ремонт объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта и многие другие вопросы. Из них 42% (246 вопросов из 594) уже нашли положительное решение.

­Исходя из характера вопросов, практикуются выездные заседания комиссий в районы, организация рабочих групп депутатов.  ­­­

Насколько открыты сейчас маслихаты?

  • Сегодня в маслихатах области внедрено проведение онлайн-трансляций сессий, заседаний постоянных комиссий, депутатских часов, каждый может посмотреть работу депутатского корпуса на казахстанском канале Aitube.

Депутаты всех уровней активно ведут личные аккаунты в социальных сетях, проводят приемы граждан по месту работы, в региональных филиалах партий, которые они представляют, получают наказы, просьбы, предложения.

Каждый второй понедельник месяца я, как секретарь маслихата, провожу прием граждан. Любой житель области может записаться на личный прием, позвонив по телефону, обратившись через платформу Е-otinich.

Часто к нам обращаются, когда уже пройдены инстанции исполнительной власти, и нужна поддержка депутатов. По всем обращениям мы делаем запросы в МИО, предоставляем мотивированные ответы в сроки, оговоренные законом.

– С расширением полномочий депутатов маслихатов возрастает и степень их ответственности…

– Вы правы. В настоящее время депутаты на различных уровнях в обязательном порядке рассматривают и согласовывают областные, районные, городские бюджеты на предстоящие три года, вносят свои предложения. Также на сессиях рассматриваются все изменения и уточнения, вносимые в бюджет в течение года. Среди документов, подлежащих утверждению маслихатами, – программы развития регионов. Отчет об их исполнении акимат представляет на рассмотрение маслихата.

Кроме того, у нынешнего состава депутатов, делегированных политическими партиями, есть свои предвыборные программы и обещания, их реализация чаще всего невозможна без бюджетных средств. Каждая партия, взявшая на себя обязательства и выдвинувшая своих депутатов, ответственна за качество их работы, за достижение результатов.

Депутаты должны глубоко вникать и уметь взаимодействовать с госорганами, частными структурами и т.д. Все обращения берутся на контроль и ведутся до получения результата.

–  Каким образом осуществляется взаимодействие областного маслихата с районными и городскими?

­ – Согласно закону «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», прямого подчинения районных и городских маслихатов областному нет. Но при областном действует Совет по координации деятельности маслихатов. Его цель – методическая и практическая помощь маслихатам районов и городов. Членами Совета являются все секретари районных и городских маслихатов.

В сентябре т.г. мы провели выездное заседание Совета по координации в селе Родина Целиноградского района с участием представителей Министерства Национальной экономики, Академии госуправления при Президенте РК, обсудили проект поправок в Закон «О местном государственном управлении и самуправлении в Республике Казахстан» и другие вопросы. Коллеги внесли ряд важных предложений по законопроекту.

После избрания на должность секретаря маслихата я объездил с рабочими поездками почти все районы нашей области, изучил ситуацию на местах, пообщался с коллегами из районных маслихатов и убедился, что в сельской местности депутатами избраны люди, имеющие авторитет, искренне заинтересованные в решении проблем земляков.

Какие проблемы поднимались во время Ваших рабочих поездок в районы?

­­­– Как секретарь маслихата я держу на контроле все вопросы, поднимаемые моими коллегами. Многие из них были озвучены и в ходе рабочих поездок. После каждой такой поездки мы со специалистами аппарата запрашиваем по ним ответы из местных исполнительных органов.

К примеру, депутат по Ерейментаускому району Беким Акимов обратился с запросом о состоянии ФАПов сельских округов, отмечая необходимость подготовки документации на капитальные ремонты и строительство. По информации управления здравоохранения, бюджетные заявки на проведение капитального ремонта врачебных амбулаторий в селах Олжабай батыра, Тайбай и Уленты уже направлены на рассмотрение в управление экономики и бюджетного планирования в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» на 2023 год. Вопрос строительства ФАПа в с/о Акмырза на рассмотрении в управлении здравоохранения. Бюджетная заявка на разработку ПСД на проведение капитального ремонта ФАПа в с/о Тургай направлена в управление экономики и бюджетного планирования.

В Атбасарском районе остро стоит вопрос  водоснабжения в селе Полтавка. По запросу депутата Назгуль Жакишевой получен ответ управления энергетики и ЖКХ. Общая сумма строительства 17,7 км водопроводных сетей в селе составляет 783 млн тенге, в связи с высокой стоимостью проекта требуется финансирование за счет средств республиканского бюджета. Управлением энергетики и ЖКХ направлена бюджетная заявка в Министерство индустрии и инфраструктурного развития на финансирование в 2023 году.

Депутаты Аршалынского районного маслихата инициировали вопрос о социальной поддержке по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств медицинским работникам, работающим в сельской местности, по аналогии с поддержкой, оказываемой педагогам. А также о выделении дополнительных средств на возмещение населению стоимости сданных на убой животных, больных бруцеллезом. На эти цели по области  требуется 73 млн тенге.

Очень много вопросов поднимают мои коллеги из г. Косшы ­­– депутат областного маслихата Сайра Матайбаева и секретарь маслихата г. Косшы Болатбек Ибраев. Проблемы решаются, и во многом благодаря пристальному вниманию к развитию города со стороны акима области Ермека Маржикпаева.  Депутаты не раз просили ускорить ввод в эксплуатацию городской  поликлиники №1 г.Косшы. И вот на днях уже состоится открытие.

Держим на контроле и другие вопросы: строительства клуба в селе Кызылагаш Бурабайского района, приобретения медицинского автотранспорта для п. Шантобе, выделения средств на ремонт дорог Степногорск – Азат, Макинск – Аксу, Аксу – Байконыс – Тургай – Ерейментау.

В целом, могу сказать, что депутатский корпус области очень активно вникает во все проблемы региона.

– В  2016 году при маслихатах всех уровней были созданы Общественные советы. Как зарекомендовали себя эти консультативно-совещательные органы?

– В составе Общественного совета области сейчас 31 человек, а всего по региону в ОС состоят 266 человек. Это люди самых разных профессий и сфер деятельности, представители гражданского общества – НПО, профсоюзов, СМИ, бизнес-структур, политических партий, активные общественные деятели,  депутаты.

В ОС области создано четыре комиссии: по вопросам экономики и бюджета, по социальным вопросам, законности и противодействия коррупции, по аграрным вопросам, экологии, инновационного развития и ЖКХ

Общественным советом Акмолинской области проведены порядка 30 заседаний президиума и постоянных комиссий. Рассмотрены 52 проекта нормативно-правовых актов, проведены 2 общественных слушания, 4 мониторинга, заслушаны отчеты руководителей пяти госорганов. Рассмотрено 21 обращение физических и юридических лиц.

В рамках ОС представители гражданского общества получили возможность заслушивать  «из первых уст» доклады и отчеты, участвовать в их обсуждении, задавать вопросы, получать ответы напрямую от первых руководителей госорганов. Так, был проведен общественный мониторинг формирования тарифов ГКП на ПХВ «Кокшетау Жылу», а также субсидирования товаропроизводителей области, выделения бюджетных средств на стерилизацию, кастрацию домашних и бездомных животных.

В октябре по инициативе ОС области в Щучинске проведено совместное выездное заседание, на котором рассмотрены вопросы  экологии и итогов общественного мониторинга. Принятая в Казахстане Концепция антикоррупционной политики предусматривает вовлечение ОС в процесс внутреннего анализа коррупционных рисков, в связи с чем за последние два месяца активизировалась работа с антикоррупционной службой. Проведены два совместных заседания с вынесением рекомендацией.

В целом, хочу отметить: Общественный совет Акмолинской области проводит большую работу. В рейтинге республики он в тройке лидеров по активности среди регионов, что было не раз отмечено Министерством информации и общественного развития РК и в Национальном докладе о деятельности общественных советов.

Талгат Турлыбекович, в первом полугодии 2023 года планируется проведение выборов в Мажилис и маслихаты. Что пожелаете своим коллегам?

– Прежде всего, я бы призвал всех депутатов не сбавлять темпов, а наоборот – активно продолжить работу в оставшийся срок наших полномочий, чтобы довести все начатые проекты до конца, проследить за их финансированием. Приближается электоральный период, думаю, ряд депутатов захотят участвовать и в предстоящей кампании. Поэтому я желаю им успехов и поддержки земляков. И помнить, что мы представляем, прежде всего, интересы населения, которое выразило нам свое доверие.

Подготовила Карлыга Мухатаева,
пресс-секретарь Акмолинского областного маслихата.

Читайте также