Защитить творческий труд

Гражданско-правовой институт авторского права и смежных прав регулирует неимущественные отношения и связанные с ними имущественные отношения в сфере создания и использования произведений литературы, науки и искусства.

Нормативно-правовое  регулирование  указанного института, наряду с законодательством о собственности, осуществляется непосредственно Законом РК «Об авторском праве и смежных правах», в ст.1 которого указывается, что настоящий Закон охраняет личные (неимущественные) и имущественные права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), и права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания (смежные права). Иными словами, в законе прямо закреплены двуединое содержание авторского права и смежных прав как разновидности права интеллектуальной собственности и приоритет в содержании личных (неимущественных) прав.

Объекты  авторского права — это  произведения литературы, искусства и науки, удовлетворяющие  нескольким требованиям.

Во-первых, произведение  должно быть творческим — то есть, новым по сравнению с ранее известными. Новизна может выразиться как в новом содержании, так и в новой форме. Для объектов авторского права  существенное  значение имеет новизна как содержания, так и формы. Известное содержание в новой форме характеризует произ­ведение как творческое и влечет признание его объектом авторского права. История литературы и искусства знает немало этому  примеров: Шекспир брал темы  для ряда своих трагедий из произведений античных греческих ав­торов, Стендаль широко использовал для своих новелл итальянские средневековые хроники, библейские сюжеты нашли отображение на полотнах многих  великих живописцев и  т.д.

Вторым признаком объекта авторского права является объективная выраженность — объект должен существовать  в какой-либо форме, доступной для восприятия другими людьми. Если идеи, мысли, образы автора не получили выражения вне его сознания — нет объекта авторского права. Из истории отечественной музыки известно, что композитор М. И. Глинка, написавший две гениальные  оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», сочинил  третью оперу, которую он назвал «Двумужница». Глинка говорил: «Опера у меня вся тут, в голове, дайте мне либреттиста, и через месяц опера будет готова». Не найдя либреттиста и заболев, Глинка уехал в Германию, «на  воды», — лечиться, где и умер. Его новая опера так и не появилась.

Для признания произведения объектом  авторского права достаточно двух названных признаков.

Не имеет значения, обнародовано произведение, или нет. Оно становится объектом авторского права с момента  его создания в какой-либо обыкновенной форме. Официального его оформления не требуется, не имеет значения его достоинство и назначение, как и внешняя форма  его выражения.

Смежные права — это права исполнителей, производителей фонограмм и организаций радио- и телевещания.

Они являются смежными  по отношению к авторским правам, т. е. это права близкие, примыкающие, связанные с авторскими. Их  роль своего рода посредническая — между  авторами и широкой аудиторией. Вместе с тем, они являются вторичными по отношению  к авторским правам, ибо обеспечивают использование произведений авторов.

Смежные права обеспечивают защиту творческого труда лиц, доносящих произведения авторов до широкой аудитории, от нелегального использования результатов их работы.

Специфика смежных прав:

1) они связаны с использованием  определенных  технических устройств (поэтому они появились лишь в  XX веке, с развитием технического прогресса и изобретением звуко- и видео­записи,  радио,  кино, телевидения, искусственных спутников);

2) объекты смежных прав закрепляются на материальных  носителях  (например, наличие записи исполнения на магнитных пленках, цифровом носителе, кассетах, видеопленках);

3) осуществлять исполнение  возможно повторно, бесконечно, перед практически неограниченной аудиторией и без живого участия самого исполнителя.

Субъектами смежных  прав являются, во-первых, исполнители — актеры, музыканты, режиссеры, дирижеры и т. д., во-вторых, производители фонограмм, первыми осуществившие звуковую запись исполнения, в-третьих, организации эфирного или кабельного вещания.

Субъекты смежных прав должны иметь договор с автором произведения, а производители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания — еще и договор с исполнителем. Все субъекты смежных прав имеют исключительное право на использование произведения. Это  означает, что другие лица должны получать разрешение  на  первичную запись исполнения, постановки, передачу в эфир или по кабелю от субъектов этих прав. Они дают также разрешение  на воспроизведение фонограммы, переделку, переработку и ряд других действий.  Субъекты  смежных прав имеют также право на вознаграждение. Эти права регулируются посредством договоров с пользователями, а сбор и выплата вознаграждения — специальными организациями, управляющими смежными правами,  которые  создаются  их  субъектами. Срок действия смежных прав — 70 лет.

Исключениями являются  случаи, когда допускается использование записей исполнения, постановок, фонограмм, программ передач вещательных организаций без получения разрешения (без согласия) их субъектов. Это допускается:

1) при включении в обзор о текущих событиях небольших отрывков;

2) при использовании исключительно в целях обучения и научного  исследования;

3) при цитировании в форме небольших отрывков в информационных целях;

4) при использовании в личных целях.

Дамели Тулегенова,
главный специалист отдела по правам интеллектуальной собственности
Департамента юстиции Акмолинской области, член ПФ РОО «КСЮ».

Читайте также