Вот и пролетели эти сумасшедшие, напряженные, нелегкие, но такие интересные, счастливые пять дней IV Международного театрального фестиваля «Те-ART-Көкше».
Ни зритель, ни участники не заметили «невидимые миру слезы» администрации, всего коллектива областного русского драматического театра, неизбежные при организации такого масштабного мероприятия. А если учесть, что главные действующие лица – люди творческие, со своим особым взглядом на происходящее (не только на сцене, но и в мире), то это – высший пилотаж.
Фестиваль глазами участников
С недавних пор мы очень часто говорим: «Прошло…, состоялось…, завершено… НЕСМОТРЯ на». А в этом случае, помимо «НЕСМОТРЯ», с полным правом можно говорить «БЛАГОДАРЯ…».
Благодаря неуемной энергии и креативу директора театра Бейбита Бахтыгереева и всей его команде, которая, без преувеличения, в любое время дня и ночи: гостей в столичном аэропорту с домброй и традиционным шашу встречала, разместить с максимальным комфортом старалась, актерские встречи до поздней ночи проводила…
– Спасибо за праздник, подаренный нашему городу, – обращалась ко всем участникам пятидневной театральной феерии на церемонии закрытия «Те-ART-Көкше» заместитель акима области Алтынай Амренова. – Это очень важно для имиджа Кокшетау, всей нашей области.
– Искусство не имеет границ, для него не важны расстояния. Оно сближает страны и народы. Так было и будет, – приветствовал участников фестиваля руководитель Российского центра науки и культуры в Астане Константин Воробьев. – Четвертый год подряд имеем честь быть не только в числе гостей, но и соорганизаторов этого замечательного мероприятия.
И еще: «Есть такое понятие – градообразующее предприятие. АОРДТ становится «душеобразующим предприятием». И не только для Акмолинской области».
Титулы и звания одного из членов жюри Лаши Чхартишвили можно перечислять долго: театральный критик, доктор искусствоведения, вице-президент объединения Международного союза театральных критиков и Союза театральных критиков Грузии, главный редактор интернет-издания Theaterlife: «Приятно удивила рабочая атмосфера фестиваля. И сам факт: свободных мест в зале не было не только во время спектаклей, но и на обсуждении. Увидели очень подготовленное и заинтересованное театральное сообщество».
Актер АОРДТ Андрей Радченко: «Мы все получили уникальную возможность общаться с людьми, которых могли видеть только онлайн, читать о них. Показанные спектакли интересны. Но «разбор полетов» членами жюри – это такой мастер-класс! Просто пиршество интеллектуальное. Знаю, что все мои коллеги сделали множество выводов, стимулы получили мощные. Будем меняться, работать над собой».
Пять дней в урагане страстей и буре эмоций
Абсолютно все фестивальные спектакли могли посмотреть, наверное, только члены жюри и студенты Высшего колледжа культуры им. Акана серы. Они выходили из театра лишь после того, как завершится обсуждение каждого спектакля, – поздней ночью.
Ну, разве что кто-то из театральных фанатов отпуск взял на работе. Три спектакля в день. Театральные коллективы – из Казахстана, Грузии, Российской Федерации, Кыргызстана (с участием мастеров Германии, Украины).
Писать о каждом спектакле, да еще постфактум, мы, конечно, не будем. Но о победителях отдельных номинаций говорить надо. За высокой оценкой жюри (а в нем – мэтры театральной критики с мировым именем) – талант, профессионализм, творческий поиск создателей спектакля.
«Лауреат номинации «Золотой беркут», «Лучший спектакль» – Акмолинский областной русский драматический театр, г. Кокшетау, спектакль «Лютый», драма, вестерн, М. Ауэзов. Режиссер – Тимур Кулов, Татарстан».
Решение жюри встретили овациями не только акмолинцы. Этот спектакль (см. «На одном дыхании» АП 32.07. 2022) стал визитной карточной нашего театра уже на нескольких республиканских и международных фестивалях. И везде получал высокую оценку. Благодаря глубине, эпичности ауэзовской прозы, российскому режиссеру Тимуру Кулову, сумевшему подчеркнуть общечеловеческий и вневременной ее характер. И, конечно, молодым, талантливым, музыкальным актерам.
Словом, то, что гран-при остался в нашем городе – не дань благодарности организаторам фестиваля. Заслужили.
В номинации «Лучший актерский ансамбль» победителем стал Темиртауский театр для детей и юношества, показавший спектакль «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды. Такой профессиональный, добротный, массовый, кассовый.
– Коляду ценю как режиссера. Но как драматурга не воспринимаю. Вообще думала, что время его пьес ушло, – говорила на обсуждении спектакля кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории театра России ГИТИСа Анна Степанова. – Но по этой постановке, по реакции зала вижу, что все-таки они еще востребованы.
В номинации «Лучшая актерская работа» победителем стал Александр Сухов, исполнивший главную роль в спектакле «Тартюф», поставленном по комедии Мольера драматическим театром им. Достоевского (г. Семей).
Лауреатом специальной премии имени основателя нашего театра Якова Куклинского стал актер Шохан Кулназаров (Государственный театр кукол г. Алматы). В спектакле «Макбет» Шекспир звучал на казахском.
Лауреат номинации «За актерское мастерство и самоотверженность» – актриса Костанайского областного русского драматического театра Юлия Кудряшова, за спектакль «Плаха» по Айтматову.
– Я попала в сказку, – сказала главный режиссер нашего театра Ольга Луцива после спектакля «Маленький принц», фантасмагория» государственного профессионального кукольного театра города Ахалцихе (Грузия). Зрителям, хорошо знающим произведение А. Сент-Экзюпери, переводчик с грузинского не понадобился. Приз «Лучшая сценография» был отдан им единогласно.
Высокая классика, современные авторы, трагедия, комедия, вестерн, фантасмагория… Спектакли разные: по замыслу, выразительным средствам… Неинтересных не было. Каждый нашел своего зрителя.
Наверное, так и быть должно. И так будет. Не навязывая, не ограничивая в выборе, не шокируя… В то же время, не потакая низким вкусам… Такой театр мы увидели на фестивале.
Что год грядущий нам готовит… Ровно через год – пятый, юбилейный «Те-ART-Көкше».
45 лет и далее…
Ровно 45 лет назад именно в этот день было подписано постановление об образовании областного Кокчетавского русского драматического театра, – говорил на церемонии закрытия фестиваля Бейбит Бахтыгереев.
Совпадение случайное, но, согласитесь, символическое. – Помним. Было. Стало…, – кокшетауские театралы могут говорить об этом долго и увлеченно.
– Я в этом театре вырос, – говорит член жюри Артем Друцкий – критик, историк театра, выпускник театроведческого факультета Российского государственного института сценических искусств, магистрант факультета «Мастерства сценических постановок». – Поэтому и в наш колледж культуры поступил.
Какие аплодисменты раздавались, когда его представляли: «Кокшетау! Казахстан!». По словам теперь уже профессионального театрального критика, сегодня АОРДТ – театр современный: «Автором спектакля становится режиссер. Драматург — автор пьесы, не более. Это – общемировая тенденция. Театр все больше становится самим собой. Не иллюстрацией произведения, не придатком к литературе, а самостоятельным искусством».
Признаюсь, что меня такое толкование поначалу насторожило. А потом как-то согласилась. Вспомнила спектакли «Чайка», «Тиль»…
Видимо, наш земляк прав и дальше: «Современный театр – это постоянный поиск. Когда финал трудно предугадать, хотя пьесу знаешь назубок». Все четыре сценические площадки АОРТД – в постоянном поиске. В том числе и своего зрителя. Но не просто ищут, формируют, воспитывают. И делают это тонко, незаметно, талантливо.
Фестивали – апогей этого процесса.