И снова классика звучала…

Первый открытый мастер-курс для дирижеров, посвященный Дню Республики, прошел в Акмолинской областной филармонии им. Ү. Ыбырая. Четырехдневный интенсив провел Заслуженный деятель Республики Казахстан, заместитель главного дирижера «Astana Opera» Абзал Мухитдинов.

В проекте приняли участие дирижеры из разных стран: Мункхбаир Ерденебаатар (Монголия) Ханно Мьолдеркиви (Эстония) и Янг Гонгуй (Австрия). Помогали совершенствовать искусство дирижирования музыканты симфонического оркестра Акмолинской областной филармонии и главный дирижер Берик Сарыбай.

Публика должна плакать

Маэстро Абзал Мухитдинов ведет репетицию легко и непринужденно. Внимательно слушает, как звучит оркестр, иногда поднимает руку и обращается к дирижеру Мункхбаиру Ерденебаатару: «Stop!» И начинает объяснять непонятные моменты на английском языке. Тут же обращается к музыкантам:

– Задача дирижера отличается от роли регулировщика уличного движения, дирижерская палочка – это не жезл, у нее другие функции. Вы должны не только смотреть на него, но и не перебивать друг друга…

Абзал Мирасбекович становится на место дирижера и оркестр, послушный каждому движению его рук, легко повторяет сложный фрагмент произведения. Мункхбаир Ерденебаатар согласно кивает. Абзал Мирасбекович снова внимательно слушает, удовлетворенно кивает: все идет как надо, оркестр ловит каждое движение дирижера, и музыка великого Бетховена, гармоничная и величественная, наполняет зал филармонии.

Эстонский дирижер Ханно Мьолдеркиви приехал в Казахстан четвертый раз, но в Кокшетау впервые. Он уже дирижировал оркестрами в Петропавловске, Караганде и «Астана Опера» и остался очень доволен уровнем казахстанских музыкантов. По словам маэстро, на мастер-курс в Кокшетау он приехал, чтобы расширить свой репертуар и разобраться в некоторых технически сложных профессиональных моментах.

– Это великий дирижер и педагог, – отзывается Ханно о маэстро Абзале Мухитдтнове. – Есть много выдающихся дирижеров, но не каждый при этом может оставаться хорошим и добрым человеком, как Абзал Мирасбекович.

Репертуар эстонского дирижера в Кокшетау пополнился «Симфонией № 5» и «Серенадой для струнного оркестра» П. И. Чайковского, увертюрой к опере В.-А. Моцарта «Свадьба Фигаро». Несмотря на то, что Чайковский не относится к любимым композиторам Ханно, благодаря мастер-курсу он глубже понял концепцию произведений русского классика.

– Мне ближе европейский романтизм, музыка русских композиторов носит слишком большой эмоциональный посыл. Конечно, без сердца музыка невозможна. Но дирижеру нужно уметь контролировать себя и свои эмоции, иначе оркестр пойдет вразнос, а этого допустить ни в коем случае нельзя. Должен плакать не дирижер, не музыканты, а публика. Музыка играет большую роль в эмоциональном состоянии каждого человека, поэтому так важна ее роль в культуре, – считает маэстро.

А музыканты играют, послушные движениям рук монгольского дирижера…

Как рождается музыка

В перерыве Абзал Мухитдинов поделился с корреспондентами «АП» идеей замысла и впечатлениями о мастер-курсе:

– В первую очередь это культурный и профессиональный обмен между музыкантами из разных стран. В Европе исполнители более сдержаны, азиаты более импульсивны. И это накладывает отпечаток на творчество. В первую очередь дирижер – это все-таки музыкант. Как у каждого исполнителя, у него есть свой инструмент – оркестр. О нем необходимо заботиться: вовремя отпустить на перерыв, избегать конфликтных ситуаций, это в наших силах. Тогда взаимопонимание между дирижером и музыкантами даст возможность творить вещи, невозможные на первый взгляд.

Маэстро считает, что симфоническому оркестру Акмолинской филармонии повезло – благодаря международным проектам они получили возможность работать с музыкантами, популярными в разных странах. И каждый привносит что-то свое, особенное, неповторимое.

– К примеру, дирижер из Вены Янг Гонгуй был подростком, когда его семья переехала в Европу, где он и состоялся как музыкант. Он весь как будто пропитан сложившейся веками европейской музыкальной культурой. Произведения в его исполнении услышат поклонники оркестра Северо-Казахстанской областной филармонии им. Акана сері. Эстонский дирижер – валторнист, духовые инструменты с ним зазвучали по-новому. Мункхбаир Ерденебаатар помог найти звучание струнным… В целом, мастер-курс благоприятно отразился на мастерстве не только дирижеров, но и оркестра, — считает Абзал Мирасбекович.

Прийти на мастер-курс мог каждый желающий. Маэстро с сожалением говорит, что за 4 дня в зале филармонии было немного воспитанников музыкальной школы и колледжа:

– Я видел, как молодые ребята сидели в зале и ловили каждое слово, каждое движение зарубежных дирижеров. Они многое смогли почерпнуть из мастер-курса. Это же будущие артисты, которые завтра войдут в состав оркестра, и вполне вероятно, кто-то из них может увлечься дирижированием. Поэтому их обязательно нужно вовлекать в подобные мероприятия. Это тоже развитие внутренней культуры – учиться у признанных мастеров. В детстве очень важно увидеть, как рождается музыка. Всегда обидно, когда талантливый ребенок бросает музыкальную школу, потому что не видит будущего. А мог бы стать известным музыкантом…

Маэстро считает, что неправильно называть тот или иной коллектив «провинциальным»:

– Провинция – это не про географию, а про мышление людей. Дирижер, который неделю назад блистал перед публикой в Париже и Берлине, а завтра будет играть перед президентами на международном саммите, сегодня выступает в филармонии. Это еще раз доказывает, что Акмолинская филармония – не провинциальная сцена, здесь, в благоприятной и творческой атмосфере, делается настоящая музыка… Городу очень повезло, что филармонию возглавила Нургуль Шайкенова. Под ее руководством воплощается множество творческих идей. Чтобы вырыть колодец и добраться до воды, нужно приложить усилия, копать усердно и в одном направлении. Так и в нашей профессии – нужно постоянно совершенствоваться, невзирая на обстоятельства. Счастливый музыкант делится счастьем со всеми зрителями. И люди выходят из зала с положительными эмоциями. Ведь наше творчество, музыка – для очищения души.

Перерыв закончился, музыканты вернулись на сцену. Место дирижера занял Ханно Мьолдеркиви. Несколько секунд тишины, взмах палочки – и вот уже лирическая мелодия Чайковского наполняет зал…

Подарок к празднику

Ярким финальным аккордом мастер-курса стал гала-концерт, где прозвучали известные произведения мировой классики.

– В Казахстане такой проект осуществляется впервые. Первый мастер-курс для дирижеров состоялся 4 года назад в Венеции, где в консерватории Бенедетто Марчелло дирижеры из разных стран работали над оперой Джузеппе Верди «Травиата», – рассказал Абзал Мирасбекович зрителям. – Тогда зародилась мысль провести такой курс на родине, в Казахстане. Получилось еще интереснее, репертуар значительно шире. Четыре дня мы с дирижерами из разных стран работали над произведениями Петра Ильича Чайковского, Габриэля Форе, Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Вольфганга-Амадея Моцарта. Каждый музыкант интерпретирует музыку по-своему, вкладывает в нее свою душу. За 4 дня мы добились очень интересных результатов…

Открыл концерт симфонический оркестр под управлением главного дирижера Берика Сарыбая. Музыканты исполнили уже полюбившуюся зрителям оркестровую пьесу Алмаса Серкебаева «Шалкыма», написанную на тему одноименного кюя народного композитора Жанторе.

Под руководством Ханно Мьолдеркиви и Мункхбаира Ерденебаатара, которые сменяли друг друга, для зрителей прозвучали бессмертные произведения: «Неоконченная симфония» Шуберта, «Пятая симфония» Бетховена, «Струнная серенада» и «Симфония №5» Чайковского, «Павана» Форе и увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта.

Не обошлось и без сюрпризов. Подарком для зрителей стала инструментальная пьеса, виртуозно исполненная гостем из Монголии. Главный дирижер Монгольского национального оркестра Мункхбаир Ерденебаатар покорил зал игрой на моринхуре – национальном струнном инструменте.

Зрители долго не отпускали музыкантов, не хотели расходиться даже после слов ведущей «До скорых встреч, друзья!»

– Сегодняшний концерт – это настоящий подарок ко Дню Республики для всех любителей классической музыки. Симфонический оркестр не перестает удивлять. Хочется поблагодарить от всей души коллектив филармонии за то, что устраивает для нас такие сюрпризы, – поделилась зрительница Айжан Елемесова.

На концерте было много молодежи. На вопрос, не являются ли молодые люди будущими музыкантами, ребята ответили:

– Нет, мы учимся на втором курсе колледжа при Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова, будущие педагоги. Очень любим классическую музыку. Сначала ходили в филармонию на концерты с родителями, теперь сами. Еще и друзей зовем. Концерт очень понравился, были в основном известные произведения. Произвел впечатление дирижер из Монголии, очень артистичный и эмоциональный. Обязательно придем еще.

– Если в следующем году маэстро Абзал Мирасбекович будет проводить мастер-курс, приеду еще раз. В Кокшетау невероятные люди, очень гостеприимные и в то же время по-восточному сдержанные. Это позволяет чувствовать себя как дома, – поделился впечатлениями Ханно Мьолдеркиви – И очень теплая публика, которая по-настоящему любит музыку и свой оркестр.

Читайте также