— Найман Бубеевич, Вы возглавляли Кокшетауский университет имени Шокана Уалиханова с ноября 2010 года. Расскажите, пожалуйста, о первых впечатлениях о региональном университете, куда Вы были направлены Министерством образования и науки.
— Кадры решают все! Первым делом начал со знакомства с заведующими кафедрами, с преподавательским составом вуза, причем, замечу, не в моих правилах приглашать в кабинет руководителей структурных подразделений, я предпочитаю своими глазами заглянуть на минутку, увидеть жизнь… Обходил все корпуса, так сказать, изучал инфраструктурную обстановку. Был рад, что коллектив органичен, стабилен, позитивно настроен на эффективное сотрудничество. Одним из первых приказов, выпущенным мной в качестве ректора университета, стал приказ о назначении Айгуль Досжановны Жакуповой проректором по учебной работе! Как опытный руководитель, я справедливо осознавал: на первых порах мне нужен требовательный, ответственный, грамотный и в то же время продвинутый и инициативный заместитель, умеющий самостоятельно принимать решения.
Айгуль Досжановну хорошо знал и успел изучить строгий требовательный стиль работы по ее яркой полезной деятельности в качестве главного эксперта по филологическим наукам в оценке кандидатских и докторских диссертаций Комитета по контролю за качеством в сфере образования. Айгуль Жакупова готовила окончательные компетентные заключения для Комитета по обеспечению качества в сфере образования МОН РК, необходимые при присвоении ученых званий. И вдвойне мне приятно знать, что все эти годы она успешно и достойно при разных руководителях крупнейшего вуза северного Казахстана справляется с громадным объемом архисложной работы проректора.
— Что для вас, Найман Бубеевич, в первую очередь, стало приоритетом на новом месте?
— Не скрою, меня удручал запущенный внешний вид (и снаружи, и внутри) буквально всех учебных корпусов. Поэтому взялся за переустройство инфраструктуры зданий рьяно и с энтузиазмом. Причем, благодарен коллективу, дружно поддержавшему мои начинания, ведь многое было сделано за весьма короткие сроки. Лишь при активном участии и энергичной поддержке коллектива могли произойти столь позитивные изменения. К примеру, только за один 2011 год открыто около тридцати новых учебных лабораторий, полностью реконструирована входная группа в главный корпус.
Позаботились и об установлении крупной надписи при входе в высотное здание «УНИВЕРСИТЕТ», что видна теперь издалека. Удивило также, что приемная ректора располагалась на первом этаже, по моей инициативе она была перенесена на второй этаж, по-современному оборудованы кабинеты проректоров, модернизирован актовый зал в стиле амфитеатра, вмещающий две с половиной сотни человек. Понимая, насколько важно сохранять для потомков историю создания первого университета в регионе, поручил создать и достойно оснастить музей КГУ. Немаловажными для меня оставались проблемы социального плана, обустройство студенческих общежитий, питание студентов. Обустроена столовая.
Вдоль корпуса по улице Куанышева провели железное ограждение, — нередко наблюдал неприглядную картину: вокруг бродили собаки и паслись коровы… Актуальными оставались озеленение территории и эстетический вид учебного заведения: удалось привести в порядок, завершить наружную облицовку учебных корпусов. Кстати, моими стараниями агроинженерный факультет обрел новый престижный статус «Аграрно-технического института» при КГУ, которому решением Ученого Совета присвоено имя Смагула Садвакасова.
Истинно благодарны только благородные люди: за счет собственных средств добились возведения гранитного постамента, установили новый памятный бронзовый бюст известного политического деятеля (прежний, сооруженный еще в 1994-м году, увы, не радовал глаз). На торжественное открытие приезжал прямой потомок Садвакасова из Москвы и горячо выразил свое восхищение тем, как в Кокшетау хранят память о выдающемся деятеле, представителе истинно казахской национальной интеллигенции, отстаивавшем право Казахской республики вершить свою судьбу и историю. После этого события не иссякал поток благодарных писем, отправленных на имя ректора университета из самых разных уголков Казахстана и России, со словами признательности за увековечивание памяти Смагула Садвакасова.
— Найман Бубеевич, а какие новшества Вам удалось внедрить в бытность руководителя регионального университета?
— Отмечу, что впервые из КГУ были отправлены на учебу в дальние зарубежные вузы по Президентской программе «Болашак» студенты, магистранты и преподаватели. А это 25 человек в 2011 году! Правда, чуть меньшее количество отправили на учебу на Запад в 2012 году!
Не будет преувеличением сказать «впервые», ведь и вправду ранее до меня руководство университета особо не вникало в суть этого удивительно значимого образовательного проекта, никто особо не переживал за продолжение качественного западного образования студентов и магистрантов, за повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. А подача заявок в Министерство до конца практически не прослеживалась.
Мне удалось наладить мониторинг этого важного процесса, поскольку до ректорства возглавлял несколько лет Комитет по обеспечению качества в сфере образования Министерства образования и науки, то рассуждаю об этом весьма ответственно и неголословно. Тщательно изучал отбор кандидатур по программе «Болашак», и, что немаловажно, был уверен за каждого из своих рекомендованных кандидатов, самолично отвозил все документы в столицу в МОН, прослеживал судьбу каждого заявленного претендента на учебу в ведущих университетах мира. Надо было готовить кадры для своего вуза!
При мне был открыт департамент международного сотрудничества, и я поручил возглавить его молодой талантливой девушке, кандидату наук, доценту, прекрасно владеющей английским языком, Белле Асланбековне Газдиевой. Сейчас она возглавляет Акмолинский филиал Академии госслужбы при Президенте РК в Кокшетау. Кстати, отдельно замечу персональные заслуги и ответственность Газдиевой при подготовке, оформлении поездок на учебу за рубеж наших ребят.
— Найман Бубеевич, университет — это, прежде всего, наука! Расскажите о научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава КГУ имени Уалиханова.
— С высоты моего практического опыта смею утверждать, что научные изыскания университета начались в период моего руководства вузом весьма интенсивно, наука действительно «пошла в гору», преподаватели, студенты и магистранты начали выигрывать научные гранты, ученые самых разных кафедр университета по-настоящему воспряли духом. С очевидной пользой для себя и для вуза подавали научные заявки на участие в конкурсах и, конечно, были победы, зарубежные командировки, чему я был рад несказанно…
— Найман Бубеевич, за годы вашего управления университетом наверняка происходили курьезные случаи, ведь работая с молодежью, надо постоянно держаться в боевой форме, расслабиться не удается. Могли бы вы вспомнить наиболее запомнившиеся вам фрагменты из той поры?
— Однажды мне позвонили из МИД РК с просьбой прислать студентов старшего курса иностранного факультета, которые бы в течение недели помогали в качестве переводчиков обслуживать иностранную делегацию. Мы отправили наиболее хватких, креативных студентов в МИД. Однако вернулись посланцы университета с дипломатических служб лишь спустя полтора месяца: их отпустили в Кокшетау только через 45 дней, настолько оказалась востребованной качественная подготовка вуза молодых специалистов- переводчиков. Студентов наших хвалили за основательные знания иностранного языка и отличную подготовку, особенно по сравнению с другими вузами РК.
Конечно, поблагодарили руководство КГУ за такой интеллектуальный подарок… Ещё такой эпизод. Однажды встревоженная секретарь зашла ко мне и докладывает, что в приемной собралась толпа студентов, и делегация молодежи желает незамедлительно зайти ко мне в ректорский кабинет! Я в смятении, грешным делом подумал, что-то случилось экстраординарное, не приведи Всевышний беде. Не раздумывая, велел пригласить в кабинет. Заходят 25-30 студентов.
Перебивая друг друга, начинают шумно что-то излагать, но я по-прежнему в неведении, что привело ребят ко мне. Наконец одна из них, самая, видать, шустрая и бойкая, от имени всех торжественно обращается ко мне со словами: «Спасибо Вам, Найман Бубеевич, за ваши титанические усилия для нас, ведь мы наконец-то смогли почувствовать, что учимся в таком прекрасном вузе, как университет имени Шокана Уалиханова!». Для меня этот неожиданный визит студенческого актива стал надежным индикатором моей профессиональной состоятельности, искренней оценкой моих стараний и трудов…
— Расскажите вкратце о себе.
— Моя малая родина – юг Казахстана, благословенный край, воплощение для меня земного рая. Родился я 27 сентября 1950 года в селе Кайнарбулак Сайрамского района Южно-Казахстанской области. Мой отец, Калабаев Бубей, — участник Великой Отечественной войны, на фронт уходил в начале финской войны поздней осенью 1939-го, а до мобилизации работал директором школы. Всю войну прошел, стойко переносил тяготы и лишения солдатского сурового быта. В победном 1945-м году дошел до самого Берлина, — с детства помню памятную фотографию, ставшую семейной реликвией – мой еще такой молодой папа среди бойцов Красной Армии у Бранденбургских ворот.
Поколение наших отцов, сражавшихся с фашизмом, и сегодня для нас — символ мужества, отваги и воинской доблести. Это наши отцы, пережив послевоенные тяготы, созидали мирную жизнь в скромном, даже скудном быте, но тем не менее всегда стремились выше. Отцу — фронтовику не довелось вернуться в школу, после войны он был призван в правоохранительные органы, где проработал до пенсии. Мама – Зиялина Айганыс, имея учительское образование, что по тем временам было как редко, так и престижно, посвятила себя семье, воспитывала восьмерых детей, моих трех братьев и четверых сестер.
В 1973-м году я успешно завершил учебу в техническом вузе Москвы. Студенческий период в моей судьбе памятен посещением спектаклей столичных театров, нам, студентам, прибывшим в златоглавую из национальных республик, непременно хотелось увидеть своими глазами нашумевшие постановки, — так что бывало, сменяя друг друга, часами стояли в очередях в билетные кассы Большого и Вахтанговского театров, знаменитых в те времена «Современника», театра на Таганке.
Мы впитывали в себя особую ауру духовности, стремясь не упустить самого важного в культурных событиях, того, что чувствуешь сердцем, запоминаешь разумом. Кандидатскую диссертацию защитил в 1988-м году, а затем и докторскую. Как и в молодости, люблю читать, вкус к литературе у меня избирательный и взыскательный, предпочтение отдаю классике. Увлекаюсь с детства интеллектуальной игрой – шахматами, позже заинтересовал бильярд, как и многие представители моего поколения, уважаю ретро-музыку, играю на классической гитаре, саксофоне.
Мне посчастливилось сорок лет своей жизни прожить в любимой Алма-Ате — удивительно поэтическом городе у подножья великих белых гор, призывающих человека идти к вершинам, достигать их. Только там могу ощутить себя дома.
— Найман Бубеевич, как известно, Вы — обладатель множества правительственных и государственных наград, доктор технических наук, профессор, академик Национальной Инженерной академии, Заслуженный деятель Республики Казахстан. Что хотели бы как маститый ученый, корифей казахстанской науки пожелать студенческой молодежи университета в юбилейный для университета 2022-й год?
— Энергии Духа, творческой самореализации, гибкого научного мышления, самостоятельных изысканий на пользу и благо общества, умения не сдаваться в сложной жизненной ситуации, идти наперекор судьбе, не бояться перемен, помнить, что в этой жизни побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто идет до конца. До победного конца.
Беседовала Алия Ахетова.