Первый…

Люди сами творят свою историю. Они и авторы, и режиссеры, и актеры собственной судьбы.

Первый ректор Кокчетавского педагогического института – личность, бесспорно, легендарная в масштабе всей республики. В истории университета Горохводатский Иван Степанович, судьба которого вместила знаковые вехи биографии страны, занимает отдельное место.

Даже долгая жизнь все равно коротка, а время жизни этого человека совпало с грандиозными преобразованиями эпохи. Строительство основ социализма в Казахской республике – это прежде всего период активного культурного строительства и форсированное решение ее первоочередной задачи – ликвидации безграмотности.

Совсем юным 16-летним пареньком Горохводатский начал преподавать в начальной школе родного поселка Айыртау, в котором родился 20 мая 1906-го года. В годы первой пятилетки Ивана Степановича, уже на тот момент имевшего опыт директорства в школах Кзыл-Орды и Алма-Аты, не раз выдвигают в профсоюзные лидеры. При остром дефиците образованных кадров перспективного молодого человека замечают и назначают заведующим районо.

Карьера Ивана Степановича движется стремительно: в 1933-1938 годах заведует Отделом ЦК Труда Союза НСШ (1933-1938),

В роковое лето 1941-го молодой коммунист в июне завершает учебу на историческом факультете Кзыл-Ординского пединститута, способного деятельного выпускника вуза оставляют там же преподавать вплоть до1943-го года, года коренного перелома в ходе войны.

В годы Великой Отечественной войны в Казахстане сохранялась бронь на работников народного просвещения, на фронт призывают мужчин, но в глубоком тылу жизнь продолжается. В столицу Казахстана съезжается в эвакуацию весь цвет советской творческой и научной интеллигенции. Ивана Степановича включают в состав редколлегии вышедшего в суровом военном 1943-м году первого тома «Истории КазССР» во главе с первым доктором исторических наук среди казахов Ермуханом Бекмахановым.

Перспективный историк участвовал в разработке раздела «Политический строй казахских ханств. Основные черты обычного права казахов» второго тома издания «История Казахской ССР» под редакцией Мухтара Ауэзова. Иван Степанович, будучи членом ВКП(б), а позже КПСС, вынужден, как и многие исследователи того времени, строго придерживаться линии партии.

С марта 1950 г. Горохводатский – заместитель директора по научной работе Казахского филиала ИМЭЛС при ЦК КПСС (1945-1953), где и защищает в 1950-м году диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. В сентябре 1957-го года утвержден в звании доцента на кафедре истории КПСС КазГУ имени Кирова, в котором преподает общественные дисциплины.

Был в судьбе Горохводатского и такой период, когда его практический опыт и глубокие знания истории высоко оценивает власть, назначая в 1953-м году директором Института истории, археологии и этнографии Академии Наук КазССР – весьма значимая идеологическая должность. В течение трех лет он руководит начавшимися исследованиями – археологическими раскопками. В 1954 году отправляет описание киргизского проекта Гафурова по истории республики как модель для подобного проекта президенту Академии наук КазССР Кунаеву, отмечая, что изучение восточных источников имеет большое значение для историографии Казахстана.

После войны наступают трудные для мировоззренческих наук времена: подвергаются гонениям первый профессиональный казахский историк Ермухан Бекмаханов, археолог Алькей Маргулан, писатель Мухтар Ауэзов… И нетрудно представить, насколько сложно было в тех условиях руководить академическим институтом.

Вдруг резкий поворот меняет судьбу Ивана Степановича – переезд из солнечной столицы КазССР, цветущей зеленой Алма-Аты в провинциальный тогда целинный городок на севере республики. Министерство решает маститого ученого, за плечами которого немалый руководящий опыт организатора в сфере просвещения и образования, направить ректором в только что открывшийся в Кокшетау педагогический институт. Итак, в течение десятилетия, с 1962-го по 1971 год Иван Степанович возглавляет вуз.

В статусе руководителя вуза Горохводатский участвует в работе Всесоюзного съезда учителей, проходившего в 1968 в Москве, на который делегированы лучшие представители просвещения.

Первый учебный год в Кокчетавском педагогическом институте, образованном постановлением Совета министров КазССР, начался 10 сентября 1962 года. Высшее учебное заведение разместилось в здании бывшей школы по улице Пролетарской. Набор студентов начался с 1 августа, тогда на первый курс очного отделения было принято 150 человек, 100 – на заочное.

Профессорско-преподавательский состав первого учебного года насчитывал 15 человек, один – кандидат наук, доцент. На первых порах в вузе был лишь один объединенный факультет, которым руководила преподаватель немецкого языка Н.А.Чернова. Кафедрой русского языка и литературы руководила Г.Н.Богданова. Сам ректор Горохводатский возглавлял кафедру марксизма-ленинизма, кафедру физики и математики – А.А. Тюлебеков, физвоспитания – А.Б. Абдрашитов.

Подбором преподавательских кадров занимался непосредственно сам Иван Степанович: он рассылал письма своим знакомым в Алматы с просьбой рекомендовать лучших аспирантов, приглядывался к опыту ведущих педагогов местных городских школ, убеждал выпускников столичных вузов, в частности, КазГУ имени Кирова ехать на периферию.

С августа 1963 года самостоятельно функционируют физико-математический и филологический факультеты. В первый год работы вуза над ним шефствуют Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена и КазПИ им. Абая. В 1965 году Кокчетавскому пединституту присвоено имя первого казахского ученого Шокана Уалиханова, и в этом немало усилий первого ректора вуза.

В становлении и развитии пединститута роль Горохводатского неоценима: первый руководитель внес свой весомый вклад в укрепление материально-технической базы, под его началом открыты 11 кафедр, 7 лабораторий. Конечно, Иван Степанович озаботился проблемой проживания и быта студентов, – построено было два современных пятиэтажных общежития рядом со стадионом «Торпедо» в центре Кокшетау на тогдашней улице Урицкого, ныне Ауельбекова, организован и спортивный комплекс.

Примечателен такой, уже исторический факт: 30 августа 1965 г. на первом заседании объединенных кафедр немецкого и английского языков Горохводатский в духе постулатов коммунистической идеологии вынужден строжайше высвечивать акценты: «Министерство среднего и высшего образования возлагает большие надежды на Кокчетавское отделение иностранных языков. Скоро первые кадры пойдут в школу. Нужно шире претворять в жизнь идею Орского пединститута о приобщении студентов к той среде, где они будут работать.

Поэтому следует с 1 курса направить студентов в школы для воспитательной работы с учениками. В нашей области очень много немцев, и среди них много неправильно настроенных. Распространено сектантство. В этой связи факультету нужны занятия политмассовой работы среди немецкого населения, привлекая студентов. Необходимо продолжить работу по подготовке кадров. Для этого нужно выезжать в школы области с консультациями, вести работу с учителями города». Таким образом, нетрудно представить, что подготовка учителей немецкого языка выходит на первый план и становится ключевой задачей местной власти после вышеназванных постановлений руководящих органов Казахстана.

Так стало возможным открытие в 1965-66 учебном году в Кокчетавском педагогическом институте отдельной кафедры немецкого языка. Заведующим кафедрой стал О.А. Пальгов.

Открытие отделения немецкого языка и литературы неминуемо натолкнулось на немалые трудности, ведь по сути оно организовывалось по инициативе института и факультета. В сложных условиях материальную базу нового отделения создавали с нуля, взять хотя бы полное отсутствие учебных и рабочих программ по немецкому языку, литературы по методике преподавания. И хотя соответствующие программы по любой специальности поступали из Министерства просвещения республики, однако ведомство на этот раз не спешило отправлять в институт новые программы, несмотря на многочисленные запросы руководства вуза.

Единственным выходом посчитали направить в командировку в Новосибирск, Омск, Барнаул ректора института И.С. Горохводатского и декана факультета В.С. Почекаенкова. В этих городах в составе отделений немецкого языка педагогических институтов был накоплен ценный опыт создания учебных групп (10 человек) по специальности «немецкий язык и литература». В Кокчетавском пединституте же речь шла о создании целого отделения, где учить приходилось полсотни студентов.

Отрадно осознавать, что именно кандидат исторических наук И. С. Горохводатский настаивал на необходимости глубокого изучения вопросов истории, этнографии, экономики и права в трудах Шокана Валиханова, что представляло на тот момент несомненный интерес для современной науки. Да и присвоение пединституту в Кокчетаве имени выдающегося просветителя, ученого, этнографа и путешественника, чье родовое имение Сырымбет находилось на малой родине ректора, тоже ко многому обязывало. В начале семидесятых годов в Кокчетаве открыли памятник выдающемуся сыну казахского народа, автором которого стал его прямой потомок, скульптор и архитектор Шота Идрисович Валиханов. Кстати, студенты стройотрядовцы отделения английского языка факультета иностранных языков как раз принимали участие в подготовке памятника к открытию, выкладывали мозаикой мини-бассейны у фонтанов, устанавливали бетонные плиты, высаживали зелень.

Знавшие Ивана Степановича старожилы Кокшетау и ветераны педагогического труда вспоминают первого ректора как человека душевного, тактичного и интеллигентного. Разумеется, во времена тотального контроля государства над всеми сферами жизни общества руководителю педагогического института надо было оставаться социально активной личностью, уметь ладить с местной исполнительной и законодательной властью, активно участвовать в общественной жизни города и области. В марте 1963-го года Горохводатского избирают депутатом городского Совета. Часто первый ректор выступал с лекциями на областных семинарах лекторов — пропагандистов. В научном наследии Ивана Степановича – публикация 20 научно-исследовательских и научно-пропагандистских работ. Под его руководством семеро молодых ученых успешно защитили кандидатские диссертации по специальности «История КПСС». И, конечно, упорный труд и усилия не были не замечены властью: первый ректор имел правительственные награды и Почетные Грамоты Верховного Совета Казахской ССР.

По воспоминаниям студентов, лекции Ивана Степановича будили мысль, заставляли думать, искать, заглядывать за горизонт, если возникали спорные дискуссии, требующие бурного обсуждения и анализа, то преподаватель Горохводатский деликатно и тактично предлагал каждому веско аргументировать непростой подход, разъяснять и отстаивать свою точку зрения. И это желание активизировать восприятие, умение слышать и видеть глубже, размышлять, искать и находить свежие решения, очень импонировало молодежи.

Имя Ивана Степановича Горохводатского, первого руководителя вуза в период его становления, всегда находившегося в гуще событий, умевшего брать на себя ответственность за все, что происходило в стенах института, останется для последующих поколений образцом человека творческого труда, носителя культуры и нравственности, подлинного интеллигента.

Алия АХЕТОВА.

Читайте также