17 июля 2021 года на доме по улице Биржана сал, 29 в Кокшетау появилась мемориальная доска памяти космической личности, человека с планеты любви Марса Галеевича Субханкулова. В дождливый день собралось множество ценителей учения Мастера: его ученики, друзья, единомышленники, соседи, коллеги, родственники. Марс Галеевич жил, радостно встречая каждую минуту жизни. «Счастье — это ты и твоя жизнь. Такое не повторится…». С импровизированной выставки живописных творений Марса, неповторимых «энергетических пятен», организованной прямо у дома, где жил Мастер, каждый в этот день уносил с собой частицу его немеркнущей неугасимой доброты. Благословляя все земное, душа Марса откуда-то сверху продолжала одаривать людей, которых он любил.
У Лермонтова есть строка: «я чист, как детская слеза», и в этом признании чудно отражено миросознание выдающегося психолога Марса Галеевича Субханкулова. Полвека светлый мудрец жил и творил в Кокшетау, куда приехал после окончания факультета русского языка, логики и психологии Казанского университета. Перечисление регалий подавляет значительностью: вице-президент Общества психологов РК, член Центрального совета Общества психологов СССР в 70-80 годах, почетный член Международной ассоциации психологов-тренингистов (Нью-Йорк, Бруклин), научный руководитель центра арт-терапии «Океан-Арт» в столице.
Но в жизни Марс был другим. Легкий, вдохновленный и вдохновляющий, всем своим отношением к людям мотивировавший: человек достоин лучшей участи на этой земле. Одна из самых ярких личностей Кокшетау, творец удивительных картин, художник с поэзией в сердце, практикующий психолог,
Аспирантуру Субханкулов оканчивал в Казанском университете, старейшем университете России, где учились Ленин и Троцкий. «Ведь это все любви счастливые моменты» — строки Булата Окуджавы удивительным образом иллюстрируют самые интересные и значимые исследования практика. «Психология индивидуального стиля деятельности» увлекала ученого всю его долгую жизнь, в которой все было так ясно, наполнено и светло.
Кандидатскую диссертацию, посвященную особенностям психофизиологических ресурсов, Марс Галеевич защитил в 1965-м году в Ленинградском университете, под руководством доктора психологии Вольфа Соломоновича Мерлина, впоследствии ставшего для него близким по духу человеком.
Гуру для сотен и тысяч последователей, разлетевшихся по огромной тогда державе, Марс Галеевич одним из первых в Советском Союзе еще с первой половины 70-х годов в стенах Кокчетавского педагогического института начал проводить психологические тренинги, причем не только в среде студентов, но и с самыми разными людьми, интересующимися наукой.
С 1965 по 1995 годы Марс Галеевич преподавал в Кокчетавском педагогическом институте имени Валиханова, и пятнадцать лет из них заведовал в вузе кафедрой психологии. Им создана экспериментальная психологическая лаборатория, где проводились исследования совместимости машины и человека, то было неповторимая возможность решения проблем дифференциальной психологии, психофизиологического принципа многомерной зависимости. Лаборатория занималась не только психологией педагогической деятельности, но и вопросами инженерной психологии. По технической оснащенности и научным результатам лаборатория считалась одной из ведущей в Казахстане. Исследования проводились под патронатом докторов психологических наук, работавших в Московском государственном университете.
Достижения психологической лаборатории очевидны: с блеском прошли защиты 12 кандидатских диссертаций. Благодаря оптимальным условиям, создаваемым для развития профессионального роста молодых специалистов кафедры психологии, в Кокчетавском пединституте имени Валиханова создавались уникальные для того времени аппаратные установки и кабины, специальные тренажеры, позволявшие проводить в лаборатории современные научные исследования. В. П. Герасимов, С. В. Сергеева, Т. Д. Сарториус, А. Х. Кукубаева — ближайшие единомышленники ученого воспринимали Субханкулова как человека, способного изменить мир к лучшему.
Энергичная поддержка и теплое участие коллег с кафедры психологии педагогического института придавала Марсу Галиевичу сил и энергии, ведь психология как наука не просто транслирует внутренние ощущения человека на внешний мир, но и помогает познать сущность своего истинного предназначения. Галина Николаевна Дерюгина, Борис Васильевич Крамаренко, Нуржан Сапаровна Кудабаева, Айсулу Алкешовна Шаяхметова до сих пор верны памяти Марса Галеевича, продолжая дело учителя учителей. К слову, перспективные психологи пединститута имени Шокана Валиханова свои диссертации защищали именно в ведущих научно-исследовательских институтах Москвы и Ленинграда, разве это не самый надежный индикатор подлинного профессионализма?
Кафедра, возглавляемая Марсом Галеевичем, эффективно сотрудничала с факультетом психологии МГУ. Методы преподавания отличались новизной: проблемное обучение, использование документального и учебного кино, ТСО, практикоориентированное обучение с технической оснащенностью, организованы аудитории для просмотров учебных фильмов со специальным освещением.
Многое делалось в педагогическом институте имени Валиханова при Субханкулове впервые: педагогическая практика, ВИЛ — вожатский инструкторский лагерь, система подготовки и защиты дипломных работ студентами. По просьбе территориальных органов МВД кафедра осуществляла психологическую экспертизу поведения несовершеннолетних правонарушителей, проводила консультации для родителей трудных подростков. А сколько проводилось в ту пору всесоюзных психологических олимпиад, креативных научных конференций молодых психологов, на которые созывались светила всесоюзной науки!
Об уникальных исследованиях Марса Галеевича осведомлен каждый успешный психотерапевт республики, его методикой распознавания неисчерпаемых возможностей человеческой психики пользовались в Германии и в России. По меткому выражению учеников, Субханкулов был для них «явным супернаркотиком, живчиком-катализатором, вызывающим мощные духовно-центрирующие бури и вихри в сопутствующих его появлению и такому необычайному присутствию обстоятельствах».
Немыслимо без щемящей тоски пересматривать пронзительный фильм учеников-последователей Айкына Дюсембаева, Жаната Есмагамбетова, Ботагоз Оспановой, Асии Кукабаевой, Айман Серикбаевой об Учителе. «Марс — это планета, это эпоха, это образ жизни, это все мы, зараженные им вирусом авантюризма, бациллой психологии», — выразительно признается переводчик-синхронист с английского Батырхан Жуламанов.
Марс действительно многогранен в творческом самовыражении: обладая притягательной магией личности, неизменно поражал выразительностью неожиданных образов художественных фотоэтюдов, экспонировавшихся в выставочных залах Астаны, Москвы, Испании и Китая. Зрением души Субханкулов запечатлевает навеки мгновения — те, что всегда и у всех на виду, но неизменно удивляет воображение ошеломляющим «марсовым» видением: осенняя трава, летящие по ветру листья в капельках росы, трещинки на камнях, преображенные в причудливые кристаллы, капли нефти на воде, слива в разрезе… «У меня другое лицо. Я — вода. Я — вот это изображение, Оживите меня». Захватывает новизна и свежесть его взгляда на природу, оригинальность ракурсов, неслучайно его этюды обладают психотерапевтическим эффектом.
Исследователь, экспериментатор, новатор практической психологической школы, профессор, человек, опередивший время, продолжатель идей изучения целостной личности, стилей интегральной индивидуальности… И это все о нем, о Марсе.
Каковы же истоки личности психолога? Он родился в канун «Большого террора», в 1935 году. Военное детство, гибель отца на фронте оставили щемящий след в душе. «Тебе, Марс, с твоим неординарным мировоззрением необходимо идти в психологию…» — советовал школьный учитель, разглядев в юноше искорку Божью. Самый дорогой, родной навеки человек, — мама Таиба Шагабутдиновна Абсалямова понимала сына, как никто другой. Родное селение Бакалы расположено на берегу реки Сюнь в Башкирии. Не забывать, помнить своих предков по линии отца до седьмого колена — в тюркской крови… Историю купеческого рода в семье сохраняли и берегли. В русско-турецкой войне один из предков Субханкуловых выкупал пленных солдат российской армии на территории Турции, отправляя на Родину.
Этот эпизод — потаенная гордость потомков — описан в произведении Мельникова «На горах». Вольнодумный мыслящий отец Марса Галей Галеевич был дважды арестован и репрессирован по клеветническим доносам. Сын еще не ходил в школу, как арест отца, объявленного «врагом народа», лавиной горя обрушился на их семью, испившую чашу горького унижения сполна. Подростком Марс выходил каждое утро на ближайшую дорогу и просил водителей проезжающих машин привезти папку домой. Дом стоял на окраине села, мать вспоминала: некоторые близкие родичи, завидев кого-то из Субханкуловых, предательски пряча глаза, молчали. Боялись даже приветствовать жену «врага народа» и его детей. Однажды ранним утром юный Марс громко объявил домашним: «Папа сегодня вернется!». Никто ему не поверил, подумали, мальчонка выдумывает, грезя о возвращении родного человека. Отец действительно вернулся в то утро, из заключения его освободили, призвав искупить «вину» кровью на фронте, где Галей Галеевич был убит.
Психологическое древо, по признанию Марса Галеевича, начиналось с Вильгельма Вундта, основателя экспериментальной психологии, и крупнейшего психолога, физиолога и морфолога Бехтерева. Ученый-исследователь разработал собственную систему тренингов психологической поддержки индивидуальности и развития личности, умело интегрируя знания об индивидуальности человека и поиски условий для «провокации» изменений в индивидуальности человека через групповые формы «открытых встреч». В ту пору такие тренинги были необычны, отнюдь не вписывались в систему практических групповых форм обучения, но сегодня — востребованы как никогда. «В самой тренинговой ситуации «здесь и сейчас» ничему не научишься, и знания тоже к тебе не придут. А по поводу того, что в тебе происходит – это «наблюдающее Я».
Авторский тренинг личностного роста, «марсовский тренинг духовной акробатики» многих его учеников перевернул, перепахал, заставив осознавать себя и жизнь по-другому. В живописом Имантау каждое лето в июне Гульфия Омарова и ее друзья из психологического клуба «Здесь и сейчас», ученики Марса Галеевича, с увлечением проводят психологический интенсив «Полное погружение» в формате телесно ориентированной терапии: перезагрузка, обновление, перерождение. Гульфия Омарова, как и великое множество учеников Марса Галеевича, воплощает в реальном действии уроки сенсея, духовного Учителя, основателя культуры тренингов в СССР.
Тренинги Субханкулова способны «провоцировать» раскрытие врожденных ресурсов, индикаторами служат видимые и невидимые изменения в культуре представления миру себя: «внимательно и открыто смотрят в глаза, радостно здороваются, живо общаются, спонтанны в самовыражении и самореализации, осознании своей «Я-концепции».
Субханкулов на протяжении всей долгой жизни изучал способность человека быть счастливым и адаптивным в обществе, а разве не к этому стремятся многие авторы собственных образовательных программ и методик? Марс Галеевич проводил тренинги не только для своих студентов, вместе со своими учениками организовывал обучение по всему Казахстану и за рубежом, ими проведены более тысячи тренингов не только на территории Казахстана, но и в России, Украине, странах СНГ, Китае.
Группы из 12 – 18 человек ритуально стучат палочками, прикасаются руками и молчаливо смотрят в глаза друг другу, поднимают тело участника, нарушая понимание о гравитации. Внешне казалось, картина выглядит легко и весело, участники синхронизируются в беглом прочтении стихов от одного к другому, к третьему и далее по кругу. Словно в детской игре, происходит «волшебство» (трансформация), психолог мастерски ведет участников от сближения физического к психологическому. И осознание себя через преодоление зажатости и внутренних установок можно назвать процессом обращения внутрь себя: группа, являясь живым зеркалом, помогает принять себя нового. Словом, в самом деле духовная акробатика. Последний этап тренинга — словно исповедь: один выходит из круга на «горячий стул» и выслушивает все самое неприятное от других о себе.
Марс Галеевич всерьез увлекался йогой и медитацией, ежедневно совершенствуя свое граненое тело часами тренировок. Замечательный отец практически в одиночку воспитал дочь Евгению и сына Андрея. Женя, художница, живет в Обнинске Калужской области. Отец и дочь нередко вдвоем выставлялись в художественных галереях и выставочных площадках со своими «прожективными фотографиями», картинами в технике батика, схожих творческими символами, знаками, цветовыми абстрактными линиями.
К нему редко обращались по отчеству. Даже ученики называли его просто – Марсом, и в этом не было панибратства, скорее проявление некоего духовного единения.
«Это очень яркая личность, историческая личность. Он редко откровенничал, но порой, когда мы говорили о своих комплексах, мельком вспоминал о том, что был «сыном врага народа». Преодолев свои внутренние зажимы, он раскрылся как личность и остался для нас человеком с большой буквы – как психолог, мастер своего дела, но в первую очередь, как очень гуманный человек… После общения с ним ты не остаешься тем, кем был прежде. Думаю, в душе каждого, кто его знал, он продолжает жить», — поделилась последователь Марса Галеевича Айман Садвакасова. «Мне посчастливилось поработать с ним. Это был учитель учителей. Запомнился, конечно, скромным и простым, но от него исходила особая аура, вселенское видение, он вдохновлял окружающих, поражающихся его жизнелюбию», — вспоминает выпускница Кокчетавского пединститута, учитель истории Сауле Абишева.
Практикующий успешный психолог, ныне работающая в Алматы, Ботагоз Оспанова рассказала, как знакомство с Марсом Галеевичем перевернуло ее жизнь и заставило сделать выбор будущей профессии: «Официальной школы Марса Субханкулова нет, но в жизни мы все его ученики. И в Казахстане, и за рубежом его последователи работают и внедряют методы его «духовной акробатики». Какое-то время наш Учитель занимался акробатикой, подготовкой актеров русского драматического театра, что легло в основу его авторского тренинга. Нами созданы после того, как его не стало, YouTube-канал «Марс как планета» и публикации об Учителе в Википедии».
«Отец был всем в моей жизни, и не хватит слов, чтобы выразить признательность, благодарность за любовь, заботу и внимание в нашем детстве. При этом его любовь и внимание распространялись не только на меня, но и на всех жителей Кокшетау. Он привносил сюда мировую культуру, знакомил людей с мировыми звездами кинематографа, с мировыми направлениями психологии. Его отличало необыкновенное дружелюбие — это основное качество, которое он транслировал. Он ровно, бережно, нежно относился ко всем, кто его окружал», — призналась Евгения.
«Отвечая на вопрос «Что нужно сделать, чтобы продлить жизнь?», Марс Галеевич однозначно утверждал: «создавать человеку радостные минуты». А ведь в ежедневных порывах работоспособности и трудоголизма все мы погружаемся в решение неизбывных проблем, порой просто забывая о радостях жизни», — признается начальник управления культуры Акмолинской области Айгуль Сабитова.
Марс – это не одна планета – это целый космос. Уникальность Марса Галеевича — в особом даре увидеть в обыденном потрясающее. С возрастом прораб Духа вовсе не терял это свойство, а истово воссоздавал ощущение: перед ним, как и перед каждым из нас, неизменно и ежесекундно заново открывается мир. Жить – это медленно рождаться… И разве не для нас этот бесценный совет: «Идите навстречу странным просьбам своих взрослых учителей, родителей, близких. Особенно если они просят так, как никогда до этого не просили. Если они настаивают. Если это кажется неудобным, нецелесообразным, затратным. Идите и делайте. Это может быть последним, что вы сможете для них сделать».
Близкий, любимый, дорогой навеки Учитель, с которым счастливы были быть рядом, ощущая незримую поддержку, сотни и тысячи учеников, до сих пор чувствующих физически исцеляемое, осязаемое присутствие на земле и в небе планеты по имени Марс.
Человек-космос, целитель человеческой души, профессор психологии, одухотворенный свыше наставник жив.
И будет в них и для них жить.
Алия Ахетова.