От «Жеті Жарғы» к новому Казахстану

В областном историко-краеведческом музее состоялась презентация выставки «Заңдар тарихы: Қазақ хандығынан Тәуелсіз Қазақстанға дейін», посвященной Дню Конституции Республики Казахстан.

Представленные ней экспонаты знакомят с историей казахского права с древности до современности.

«Мир права и правопонимание казахов уходят вглубь веков, в течении которых сменяли друг друга империи и социально-политические  режимы на Центрально-азиатском и Евроазиатском пространстве, где испокон веков жил древний народ. Казахи и их предки входили в конфедерацию кочевников, занимающую доминирующее положение на этом участке планеты.

Казахское кочевое общество и его миропонимание и правопонимание формировались несколько особо, в другой орбите кочевого общества, где были развиты институты степной демократии с акцентом на моральные их ценности.  Были сильны роль правосудия и риторики, как средство обоснования состязательности суждений, а также были ценимы чувства и преверженность номадов к свободе самоуправления и самоутверждения. «Степное право» обладало консервативностью и внутренней устойчивостью».

«В кочевом Казахском обществе особое значение придавалось регулятивным нормам, имевшим обязательную силу, абсолютная масса которых применялась на уровне традиционных, обычных стандартов поведения. Их в народе называли: «Әдет заңдары»  – законы обычаев, «Жарғы»  – установления, «Дала заңдары»  –  степные законы, «Билер заңдары»  – законы биев, в отличие от обычаев вообще, которые и были основными их источниками. Они излагались в лаконичных, ритмичных кратких, легко запоминающихся формах. В древних тюркоязычных памятниках VIIІ-ІХ веков встречаются призывы и утверждения каганов-правителей: «Ей, түрік! Жоғарыдағы аспан құламай, төмендегі жер тесілмей сенің мемлекетінді, әдетінді кім жоя алады?», смысловой перевод которого звучит примерно так: «Эй, тюрок! Пока существует этот мир, никто не уничтожит твое государство и твои обычаи-законы».

В средневековую эпоху Касым хана, который правил в 1511-1523 годах,   численность казахского населения достигла 1 млн человек. Именно в это время Казахская страна на карте мира называлась – «Қазақия». При Касым хане в народе говорили:  «Хан болсын, ханға лайық заң болсын», то есть, при каждом хане должен быть соответствующий закон. Итак, законодательство хана Касыма в начале XVI века содержало следующие подробно расписанные положения: о вещественном иске, об уголовных делах, о военной повинности, об обязанностях послов, парламентеров и об обычаях».

Основными источниками казахского права – «Жарғы» являлись: обычаи, приспособленные к обслуживанию кочевого общества и общественно-управленческих отношений в нем; судебные прецеденты, постоянно дополнявшие и корректировавшие обычно-правовые нормы в соответствии в изменяющими внутренними и внешними условиями в жизни общества и государства; ханское законодательство», — отмечает ученый С. Зиманов. В истории Казахского ханства известны законы Касым хана, законы Есим хана, законы Тауке и другие.

В первом разделе выставки  представлено традиционное право казахов и «Степная Конституция»  – «Жеті Жарғы» эпохи Казахского государства. Известно, что  изменения политической структуры вызвали необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов «Жеті Жарғы». Разработан был этот свод в начале XVIII века при участии знаменитых казахских биев: Толе би, Казыбек би и Айтеке би.  Кроме «Жеті Жарғы» продолжал использоваться в качестве источника права «Қасым ханның қасқа жолы» особенно в области международного права и «Есім ханның ескі жолы». По сути дела, за основу  «Жеті Жарғы» были взяты законы Касым хана. К пяти основным законным установлениям хана Касыма в правление Тауке хана, в связи со сложной внешнеполитической ситуацией были добавлены еще два установления и «Степной Закон» стал называться «Жеті Жарғы», что буквально означает «Семь истин», «Семь справедливых законов».

Понятия и элементы древнего «Жарғы», действовавшего в  XV-XVIII веках, сохранились в народе в виде поговорок и крылатых фраз. Один из образцов  хранился в Стамбуле в библиотеке Сулеймана Канони, — писал выдающийся ученый А. Маргулан.

Одним из наиболее авторитетных государственных и политических деятелей в истории XVIII века являлся хан Абылай, главная резиденция которого находилась в историческом Кокшетау. «Изменяя законодательство, Абылай хан осуществил ряд нововедений в управлении Казахским государством. Формой правления его на ханском престоле являлось единовластие. Ротацию управленцев хан Абылай производил из числа преданных султанов. Для решения важных проблем был создан Совет при хане – исполнительный орган власти, в состав которого входили влиятельные батыры и старшины, поддерживающие политику хана по созданию единого сильного государства. Судебная власть также находилась в руках казахского правителя. Абылай не принял ограничения ханской власти и Совет биев перестал играть существенную роль».

Хан единолично приговаривал к высшей мере наказания. По степной традиции ранее этой прерогативой обладал только суд биев. Однако, в сложных исторических условиях эти меры были оправданы. Свою власть правитель осуществлял через воинов ханской гвардии – толенгитов, которые контролировали использование лучших земель, особенно в северо-восточных районах. Вместе с тем, для решения важнейших вопросов хан Абылай периодически созывал общенациональный мажилис – своего рода парламент, представительный орган из народа. Об этом писал в своей монографии «Абылай хан: современники и наследники» профессор истории К.Абуев.  «Реформы Абылая способствовали принципу меритократии, когда личные заслуги ставились выше знатного происхождения.

По данным ученых, в эпоху хана Абылая, численность населения составила три млн человек. Это являлось как показателем демографического роста, так и успеха проводимой им политики». Главной целью его являлось укрепление независимости Казахского ханства. Границы страны во время правления Абылая были намного шире настоящих. Деятельность хана Абылая (1711-1781) способствовала улучшению внутриполитического, социально-экономического положения народа.

В третьем разделе представлена судебная система биев. Своеобразными дополнениями к кодексам являлись съезды – куралтаи биев  –  «Ереже»,  «Билер сөзi» – рассказы, содержащие сведения о практике суда биев  –  судебном прецеденте…  По мнению Шокана Уалихана, исследовавшего судебную систему, выборы в бии были не формальными, а действительно народными. «Только глубокие знания судебного права, обычая соединенные с ораторским искусством, давали казахам это почетное звание – бий. Чтобы приобрести имя бия, необходимо было не раз показать свои юридические знания и ораторство. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, их имя знал каждый».

Таким образом, звание бия являлось своеобразным патентом на судебную и адвокатскую практику. Дети лиц, носивших звание биев, имели большую юридическую практику и обычно наследовали звания своих отцов. К примеру, потомки Казыбек бия (рубеж XVІІ-XVІІІ веков) из Среднего жуза до сих пор носят звание биев: Казыбек – Бекболат – Тіленші – Алшынбай (ХІХ век). Казахский «Суд биев» производился словесно, публично, и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер. Таким был суд до основания окружных приказов, первый из которых был создан в Кокшетауском регионе. Несмотря на колониальное влияние, суд биев остался таким, каким он был за сотни и даже тысячу лет до нас. Никакое влияние не могло изменить его древние и просты формы». Здесь же представлены архивные документы о решении биев Кокшетауского уезда, волости Байымбет, 1871 года. Из фондов Центрального государственного архива Казахстана.

Следующий раздел выставки называется «Абайдың Дала заңы». Великий Абай был известен не только как бий, но и законодатель Степи. «Есть данные  о том, что именно Абаем разрабатывался представленный на съезд в Карамоле документ, и что он огласил подготовленный нормативный акт, состоявший из 93 статей (параграфов), который был единодушно одобрен присутствующими. В законодательстве предпринималась попытка синтеза обычного права казахов и некоторых положений российского законодательства, что должно было обеспечить преемственность развития права и в тоже время некоторое сближение законов Степи и метрополии. В заключительном параграфе говорится, что ереже составлено «по народному обычаю и совести нашей и справедливости».

Чкетвертый раздел посвящен государственно-правовой программе правительства «Алаш Орды». С именем «Алаш» связана идея национального возрождения казахского этноса. В многовековой истории казахского народа неотъемлемой частью являлась борьба за свободу и независимость. «Появление на рубеже ХІХ-ХХ веков движения и первой политической партии «Алаш», правительства Алаш Орды свидетельствовало о высоком потенциале казахской политической элиты, заявившей в условиях острых социальных коллизий в начале ХХ века о своем стремлении решать судьбоносные вопросы будущего развития своего народа.

Деятели Алаш и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили, точнее сказать, возродили фундамент Казахской государственности. Сегодня, мы сами того не подозревая, живем в государстве, границы которого в начале 1920-х годов примерно были очерчены участниками Алаш. Образование в 1920 г. Казахской АССР в составе РСФСР являлось результатом компромисса между Алаш Ордой и советской властью», — отмечается в научном сборнике «ХХІ ғасырдағы Алаштың Ақ жолы».

Программа, принятая в 1917 году по сути явилась проектом Конституции. После преобразования движения в партию: 1) Республика должна сменить форму правления (Президентская) и государственного устройства (федерация с автономным статусом Казахстана).  2) Возвращение изьятых земель местному населению, вопреки частной собственности на землю.  3) Закрепление в законах основных гражданских и политических прав, недопущение дискриминации. 4) Свобода совести, организация муфтиата, разграничение религии и государства 5) Воинская повинность казахов в рядах конной милиции в пределах Казахстана. 6) Всеобщее равное образование в том числе женщин. 7) Религия и школа добровольно разделены.

«Алашские лидеры приняли активное участие в процессе национально-территориального размежевания Центральной Азии и воссоединение казахских земель. Блестящая плеяда деятелей Алаш, имена которых знает каждый гражданин страны, а также видные государственные деятели, национал-коммунисты С. Сейфуллин, С. Садуакасов, Т. Рыскулов и другие приложили все усилия, чтобы обеспечить целостность Казахской территории». Таким образом, алашская идея, рожденная в начале ХХ века продолжает служить сегодня интересам независимого  Казахстана.

Конституция Независимого Казахстана закрепила важный элемент государственного суверенитета — наличие своего гражданства. Государственным языком является казахский язык. Конституция РК имеет высшую юридическую силу. В Казахстане утверждена республиканская система с президентской формой правления. Юридическими основаниями являются следующие конституционные положения: народ как единственный источник государственной власти, разделение власти на государственные ветви: законодательную, исполнительную и судебную; верховенство и высшая юридическая сила  Конституции, принятой народом.

Конституция Республики Казахстан, принятая народом на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, предусматривает организацию Парламента новой модели. Как законодательный орган Парламент РК состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, и выступает также в качестве органа представительной демократии.

6 марта 2022 года Парламент Казахстана на совместном заседании палат принял во втором чтении изменения в Конституцию. «В целом они направлены на преобразование страны из суперпрезидентской в парламентскую республику. Правительство становится полноценным органом исполнительной власти. Устанавливается его подотчетность парламенту. Президент утрачивает возможность издавать указы, имеющие силу закона, ограничивается его законодательная инициатива. Усиливается независимость судебной власти и прокуратуры, полномочия которых закрепляются непосредственно в Конституции, укрепляются позиции органов.  Кроме того, в Конституцию вносится положение, согласно которому независимость страны не может быть изменена даже путем принятия нового Основного закона. Эта норма, очевидно, призвана успокоить силы, опасающиеся десуверенизации Казахстана в ходе процессов евразийской интеграции».

Представленная Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым новая программа «Жаңа Қазақстан» существенно изменит политическую систему и уже изменила административно-территориальную структуру страны. Со слов главы государства, для их реализации потребуется внести изменения в более чем 30 статей Конституции. Кроме того, до конца года нужно будет принять свыше 20 законов. «Законотворческая работа – сложный и длительный процесс, к которому нужно подойти очень ответственно. Мы должны учитывать все внутренние и внешние вызовы. За годы Независимости мы достойно прошли через все трудности и достигли больших успехов. Усвоив уроки прошлого, мы с уверенностью идем навстречу будущему. Мы должны сберечь наше главное достояние – Независимость!»

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
старший научный сотрудник областного

историко-краеведческого музея

 

 

Читайте также