Коль эпоха твоя обернулась лисицей…

Говорят, что каждый человек является продуктом своей эпохи. Однако значительность любой исторической личности измеряется, прежде всего, ее мудростью, умением смотреть далеко вперед и степенью причастности к судьбе собственного народа и Отечества.

Именно такой личностью был Ахмет Байтурсынов — поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель.  Он родился 28 января 1873 года на территории сегодняшней Костанайской области. Отец Ахмета, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах.

Ахмету было 13 лет, когда к ним в аул приехали жандармы во главе с полковником Яковлевым и учинили погром. Отец Ахмета и его братья не стерпели издевательств и избили унизившего их полковника, за что их сослали в Сибирь. Не владея русским языком, они не смогли доказать на суде свою правоту. На прощание Байтурсын сказал сыну: «Даже если будешь голодным и раздетым, учись, мой сын».

В «Письме к матери», написанном в Семипалатинской тюрьме в 1909 году, Ахмет вспоминал об этом событии и признавался: «Сердце мое, сраженное в тринадцать лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след».

Расправа над отцом заставила подростка задуматься и осознать, что физической силой не победить колониальное рабство, поэтому юноша выбрал путь в соответствии с народной мудростью: «Заманың түлкі болса, тазы болып шал» – «Коль эпоха твоя обернулась лисицей, стань гончей и схвати ее».

После ареста отца Ахмет, уже окончивший к тому времени аульную школу, отправился в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Затем поступил в Оренбургскую учительскую семинарию и, несмотря на финансовые трудности, окончил ее в 1895-м. Преподавал в Кустанайском и Каркаралинском уездах. Окончание учебы и начало трудовой деятельности Ахмет отметил своей первой публикацией в областной газете – «Казахские приметы и пословицы».

В 1909 году, будучи заведующим двухклассным русско-казахским училищем, в г. Каркаралинске примкнул к оппозиции существующему строю, за что был арестован и сослан в г. Оренбург. К этому периоду относятся его научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного языка. В последующие годы он приступает к разработке принципов реформы казахской письменности, разрабатывает научную терминологию для определения категорий казахской грамматики. Так, например, он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики: исключил все арабские буквы, не используемые в казахском языке, добавил специфические для языка казахского. До сих пор этим алфавитом пользуются казахи, живущие в Китае, Афганистане и Иране. «Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…», — писал впоследствии Ахмет Байтурсынов.

Им написаны «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики», «Развитие речи»… Эти методические труды до сих пор пользуются авторитетом у ученых в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка.

Ахмет Байтурсынов внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. Творческую деятельность он начал как баснописец. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Кырык мысал» и «Маса». Байтурсынов провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» и «Литературоведение». Разработал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. В своих стихотворениях он выражал нужды и чаяния казахского народа, его мечту о светлом будущем, обличал лицемерие чиновничьего аппарата, призывал к свету знаний, культуре.

Идеи просвещения звучат во всех его исследованиях. Интерес представляет публикация «Обиды казахов», где он объясняет причины, по которым распалось Казахское ханство. Вот одна из его мыслей: «Причиной всему – невежество, из-за него мы лишились своих богатств, державы, сбились с верного пути».

В статье «Состояние грамотности», опубликованной в газете «Казах», Байтурсынов приводит данные по Кустанайскому уезду, где из 100 мужчин лишь 6 человек могли читать и писать по-казахски. В связи с этим он выражал глубокое беспокойство по поводу того, что в обучении на казахском языке много изъянов: «Казахские учебники только начали появляться. Учителей, способных вести систематические занятия, мало, нет учебных программ, нет методики обучения, нет школьных зданий, нет учительского жалованья… нет педучилища, чтобы готовить учителей».

Гению Байтурсынова принадлежит чрезвычайно интересная с исследовательской точки зрения статья «Қазақтың бас ақыны» («Главный поэт казахов») 1913 года, которую он посвятил своему великому предшественнику – демократу-просветителю Абаю Кунанбаеву. «Главный поэт казахов Абай  Кунанбаев. Нет ни одного поэта ни в прошлом, ни в настоящем, кто мог бы превзойти его талант…», – так он писал о поэте, подробно прослеживая его судьбу, этапы становления творческой личности.

Творчество Ахмета Байтурсынова стало зеркальным отражением жизни казахского народа, его сокровенных дум и чаяний. Он одним из первых среди ученых и писателей своего времени затронул национальный вопрос в казахской литературе, дал анализ состояния общества и пути его развития.

Революция 1905–1907 годов пробудила у Байтурсынова надежду на перемены, и он активно включился в политическую деятельность, выступал с разоблачением произвола местных властей и колониальной политики царского самодержавия. Стал одним из авторов Каркаралинской петиции, в которой требовали прекратить экспроприацию казахских земель, остановить поток переселенцев, учредить народные земства для коренного населения и соблюдать его права, начиная от обучения детей на родном языке и до предоставления казахам права посылать своих избранников в высшие органы власти.

Авторов петиции немедленно взяли под негласное наблюдение жандармерии. По доносу в 1907-м Байтурсынова впервые заключили в Каркаралинскую тюрьму, а позже, в 1909-м, без суда посадили в печально известную Семипалатинскую тюрьму, где в свое время отбывал срок Достоевский. С 1910 по 1917-й Байтурсынов находился в ссылке в Оренбурге без права в течение определенного времени проживать в Степном Крае, Семиреченской и Тургайской областях. Будучи в ссылке, он сочинял стихи, переводил русскую классику, в частности, произведения Ивана Крылова. Сборник на казахском языке «Сорок басен Крылова» принес Байтурсынову славу поэта-переводчика и человека, болеющего душой за народ, ученого, исследующего природу казахского языка.

С 9 марта 1910 г. вплоть до конца 1917 г. Байтурсынов живет в Оренбурге. Вместе с А.Бокейхановым, М.Дулатовым издавал первую общенациональную газету «Қазақ», которая выступала против передачи русским крестьянам-переселенцам лучших земель, предостерегала от поспешного перехода кочевых аулов к оседлости, знакомила с методами ведения земледелия и животноводства, призывала к единению народа и активной политической борьбе, повышению грамотности и культурного уровня.

Вскоре газета «Казақ», как единственный орган, отвечающий культурным и общественным запросам казахской жизни, завоевала общую симпатию и стала популярной в широких массах. «Казақ» к концу первого года издания имела  уже 3000 подписчиков. Газета просуществовала 5 лет – до 1917 года.

Ахмет Байтурсынов на II съезде партии «Алаш» был избран членом комиссии по делам просвещения правительства Алаш-Орды. Им была подготовлена программа по народному образованию, которая предусматривала всеобщее обязательное начальное образование и непременное обучение детей в первые два года на родном языке грамматике и звуковому строю казахского языка.      Важнейшей гранью жизнедеятельности Ахмета Байтурсынова является его  активная политическая деятельность в качестве одного из лидеров правительства «Алаш-Орды».

«С конца 1917 г. по 1919 г. работал в Алаш-Ордынской организации» — этой предельно лаконичной фразой ограничивается А.Байтурсынов в автобиографии от 4 июля 1924 года, хранящейся в архиве Президента РК. Но за этой бесстрастной формулировкой стояли очень напряженные, богатые крутыми событиями дни и месяцы жестокой борьбы за образование национальной партии «Алаш» и создание автономной республики «Алаш-Орда».

Он жаждал освободить свой народ от великодержавного гнета, и поэтому Февральскую революцию 1917 г. принял с большим воодушевлением. Совместно с соратниками по партии «Алаш» им была разработана буржуазно-демократическая программа, основной целью которой, наряду с созданием Алашской автономии, ставилась цель проведения либерально-демократических реформ. Однако после победы большевиков в России лидеры «Алаша» признали Советскую власть.

Свою точку зрения на отношение народа к Февральской и Октябрьской революциям Байтурсынов сформулировал так: «Насколько казахам была понятна Февральская революция, настолько Октябрьская оказалась ими непонятой. Первой казахи вняли дословно и восприняли с радостью, потому что она избавила их от эксплуатации и угнетения царских властей, в них укрепилась давняя мечта о самоуправлении». Осторожное отношение казахов к Октябрской революции Байтурсынов объяснял отсутствием в обществе капиталистических отношений и соответствующих классовых слоев общества.

После создания высшего руководящего органа советской власти в Казахстане — Революционного комитета по управлению Киргизским (Казахским) краем, 24 июля 1919 г. Ленин подписал мандат о назначении Байтурсынова его членом. И Байтурсынов горячо взялся за дело, но продолжал оставаться верным своей позиции. Он приложил немало усилий к прекращению в крае гражданской войны, достижению консенсуса в определении российско-казахских территориальных границ, принимал деятельное участие в выработке основополагающих документов о статусе национальной республики.

Свою позицию по вопросу лояльности к Советской власти в послании к Ленину от 17 мая 1920 г. Байтурсынов изложил так: «У казахов имеется известная часть интеллигентов, которым народ вполне доверяет и которые ошибаться и заблуждаться могут, но сознательно своего народа ни за какие личные блага и выгоды не продадут».

В апреле 1920 г. Байтурсынов подал заявление о вступлении в РКП (б), но в 1921 вышел из партии из-за разногласий с большевиками. В 1920—1921 гг. был наркомом образования КазАССР, а в 1922—1925 гг. возглавлял научно-литературную комиссию Наркомпроса Казахстана. Наряду с государственной службой  занимался педагогической деятельностью.

Время деятельности лидеров «Алаш-Орды» было весьма противоречивым, поэтому судить об этом стоит, исходя из реалий этого непростого исторического времени и конкретных поступков людей. Несмотря на безусловные заслуги Ахмета Байтурсынова перед народом, в июне 1929 г. он был арестован по обвинению в национализме. Вслед за ним взяли под стражу большую группу его единомышленников и последователей. 4 апреля 1930 ему предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, подготовке вооруженного восстания в Казахской степи. Байтурсынова приговорили к расстрелу. Однако в феврале 1931 приговор был заменен на 10 лет лагерей, в ноябре 1932 — на трехлетнюю ссылку в Архангельск.

В 1934 г. по ходатайству жены Максима Горького, работавшей тогда в комиссии международного Красного Креста, Ахмета освободили. Вместе с женой Бадрисафой Мухамедсадыковной и приемными детьми он вернулся в Алма-Ату, где занимался педагогической деятельностью: преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в институтах народного просвещения.

Но в октябре 1937 года его вновь арестовали. Находясь в заключении, на вопрос следователей ответил: «Мой идеал — по возможности выше поднять благосостояние, культуру казахского народа, а так как это благое дело находится на стадии начинания, я преклоню голову перед той властью, которая удовлетворит мое желание». Спустя два месяца 8 декабря 1937 г. Ахмета Байтурсынова расстреляли.

Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Его бесценные творения возвращены народу. Такова была тяжелая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа. Память об Ахмете Байтурсынове увековечена в г. Костанае. Его имя носит Костанайский Государственный университет. В Городском парке установлен памятник, одна из центральных улиц города носит его имя.

Многогранный талант А. Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке… Он является не только ученым, составителем многих учебников, переводчиком, этнографом, но и автором многих стихов, доступных детям младшего возраста. Благодаря трудам Ахмета Байтурсынова, мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры.

Ахмет Байтурсынов был великим Учителем детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры.

Роза БУКУТУГУТОВА,

доктор исторических наук,

 доцент Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова

Читайте также