– Правилами, разработанными МОН РК, лишение квалификационных категорий педагогов, продолжающих работать после достижения пенсионного возраста, не предусматривается. Их труд оплачивается также, как и коллег. Категория снимается лишь в том случае, если педагог не прошел очередную аттестацию, – отвечал на вопрос журналистов, заданный на брифинге, прошедшем на площадке РСК, заместитель областного управления образования Валерий Гамазов.
Брифинг посвящен реализации утвержденного постановлением Правительства РК Комплексного плана «Программа повышения доходов населения до 2025 года». «Увеличение средней заработной платы работников сфер здравохранения, образования, культуры, спорта и науки в том числе педагогов организаций дошкольного, среднего технического и профессионального, послесреднего образования посредством увеличения должностного оклада на 25% с 1 января 2023 года», – таков один из его пунктов.
– В отношении работников сферы образования такая работа началась еще в 2020 году, – информировал Валерий Георгиевич. – Ежегодно заработная плата педагогов увеличивается на 25%. В январе 2023 года произойдет двукратное ее увеличение в сравнении с уровнем 2019 года.
Помимо общего повышения на 30-50%, увеличены доплаты за наличие квалификационной категории. Причем, весьма существенно – от 30 до 50%. При полной учебной нагрузке (16 часов в неделю) зарплата учителя в 2021 году составила: педагог-мастер – 373 тыс. тенге, педагог-эксперт – 312 тыс. тенге, педагог-модератор – 272 тыс. тенге; молодой учитель (без категории) – 213 тыс. тенге.
Что касается молодых специалистов, то у выпускников вузов есть право сразу же после начала работы пройти Национальное квалификационное тестирование, при успешной сдаче тестов получить квалификационную категорию педагога-модератора.
Кроме того, увеличена оплата за проверку тетрадей и классное руководство. Появилась новая категория доплат за наставничество. Такая оплата труда педагогов вполне сопоставима со среднемесячной зарплатой по стране, которая в конце 2021 года составляла 249 349 тенге.
Заработная плата учителей малокомплектных школ, где в классе может учиться всего несколько человек, определяется по тем же критериям, как у их городских коллег. Более того, на ее размер существенно влияет 25- процентная надбавка, предусмотренная для педагогов, работающих в сельских населенных пунктах. На педагогических работников распространяется и Государственная программа «С дипломом в село», предусмотрена выдача льготных кредитов на приобретение жилья. Как видим, стимулы для снижения дефицита кадров в сельских школах весьма существенные.
– Мы вправе ожидать от сельских коллег качественной, эффективной работы, – подчеркивал Валерий Гамазов. – У них есть возможность с каждым учеником работать индивидуально.
– Уже сегодня можно говорить о том, что материальный стимул поднимает престиж педагогической профессии, – отвечал на вопрос журналистов о том, существует ли корреляция между ростом заработной платы педагогов и качеством преподавания, Валерий Гамазов. – Повышение зарплаты учителям помогает восполнить недостаток специалистов в сфере образования.
Значительно вырос конкурс на педагогические специальности не только вузов, но колледжей. Если раньше для получения гранта часто было достаточно набрать менее 70 баллов, то теперь среди соискателей немало тех, кто на ЕНТ набрал свыше 100 баллов.
На уровень знаний учеников, конечно, влияет множество факторов. Но тот факт, что повышение заработной платы педагогов главным образом с связано с ростом их профессионального мастерства, играет позитивную роль. В области в прошедшем учебном году количество обучающихся, осваивающих материал на хорошо и отлично, достигло 60%. В этом году более 82% акмолинских выпускников при сдаче ЕНТ преодолели пороговый уровень.
На брифинге шла речь и о профориентационной работе. Важность ее организации также отражена в программе повышения доходов населения. Выбор востребованной профессии в дальнейшем скажется на уровне доходов молодых людей, их социальном самочувствии.
Помочь ученику сделать правильный выбор – дело ответственное, требующее высочайшего профессионализма, умения работать не только с ребенком, но и его семьей.
Сейчас министерством рассматривается вопрос о введении в школах штатной единицы специалиста по профориентации, который смог бы работать системно и профессионально, владел методиками профессиональной диагностики.
Важно иметь информацию о перспективной потребности в специалистах в стране и регионе.