– Ну разве может стать Акмола столицей, – признаюсь, что такой была моя первая реакция на решение о переносе столицы из Алматы в центр страны.
Будучи преподавателем общественных дисциплин, хорошо понимала геополитическую, экономическую целесообразность такого решения. Но перед глазами так и вставали пыльные, продуваемые всеми ветрами целиноградские улицы с «хрущевскими» пятиэтажками и горные вершины, обрамляющие красавицу Алма-Ату.
Знаю, что примерно так судьбоносное для страны решение встретила не я одна. Но… Прошел год-другой… Встречаю давнюю знакомую, ее семья, как и все мы в «нулевые» годы, переживала не лучшие времена. А тут: «Думаем квартиру купить. Муж – хороший прораб, на стройку в Астану пригласили».
Заработали близ новой столицы асфальтовые, кирпичные заводы и цеха. Промышленность, пусть поначалу некрупная, стала оживать по всей стране: громадной стройке нужны множество материалов, задвижек, труб… Сельчане стали скот разводить, продукцию перерабатывать: столицу кормить надо – рынок сбыта огромный. Когда начал строиться наш первый автобан, то сомнения стали убывать потихоньку.
А уж когда в 2002 году семьей приехали на выставку художника Кайрамбаева в Президентский центр культуры (сейчас – Военно-исторический музей Вооруженных сил Республики Казахстан), побывали в невиданном до этого «Рамсторе»… И куда ни кинь взор – башенные краны, шум от забиваемых в землю свай. После тревожной, даже пугающей тишины Кокшетау середины 90-х, когда без электричества мы жили долгими часами, этот шум огромной стройки казался лучшей музыкой.
Чуть позже повезли гостивших у нас родственников в океанариум в развлекательном центре «Думан», побродили по свеженькой брусчатке новых улиц, порадовались тому, как хорошо приживаются сотни молоденьких саженцев… Сомнений не осталось – новой столице не просто быть, а стать – красивейшим городом планеты!
Каждая поездка в столицу даже с небольшим временным интервалом – новое открытие: «О! Уже достроили! А это что строится?».
Первое посещение в 2007 году грандиозного творения Нормана Фостера — Дворца мира и согласия… Эмоции живы до сей поры. Голуби на стеклянном прозрачном куполе, кажется, написаны рукой Пабло Пикассо, выставка картин известных казахстанских художников, великолепный концертный зал, где аплодировали звездам мировой оперы: «Ла скала», Венская государственная опера, Лондонская королевская опера… Певцы с мировым именем в зале, не отвечающем самым высоким требованиям, петь бы, конечно, не стали.
Будучи членом Ассамблеи народа Казахстана, была в Пирамиде (так с любовью это здание называют не только в нашей стране) как минимум один раз в год, на сессиях. С каждым разом крепло понимание того, что архитектура – это не только «застывшая музыка». Она формирует не только наше бытие, но и души…
В ставшем символом новой столицы «Байтереке» стараюсь бывать в каждый свой приезд в Нур-Султан. На стремительном лифте подняться на вершину этого грандиозного сооружения, из гигантских панорамных окон любоваться новыми улицами, зданиями. Увидеть, как такие разные, самобытные здания сливаются в единый, гармоничный комплекс.
Еще одна веха в моей жизни, связанная со столицей, – участие в составе делегации АНК в инаугурации Первого Президента страны после выборов 2011 года. Проходила она во Дворце Независимости. Размещенные на первом этаже Конгресс зал для 3082 человек, Церемониальный зал на 268 мест, пресс-центр на 220 мест… Все это – для мероприятий республиканского и мирового уровней.
Расположенные на втором этаже галереи прикладного искусства, этнографии, археологии и антропологии, современного искусства не хочется покидать часами. Тем более, что экспозиции постоянно обновляются. Как и экспонаты находящегося на третьем этаже Музея истории столицы. Но, скорее, не обновляются, а дополняются. Причем очень быстро. Синхронно с ростом устремленного в будущее города, количеством и масштабами проводимых в нем мероприятий и форумов.
И ставшее событием не только для Казахстана ЭКСПО-2017. «Мы из Рудного», «А мы – из Кызылорды», «Из Атырау»…, – знакомились друг с другом казахстанцы, приехавшие на выставку со всей страны.
Разъехались зарубежные гости, а грандиозный казахстанский павильон «Нур Алем» продолжает быть центром притяжения не только казахстанских, но и зарубежных туристов.
Признаюсь, что в московском Большом театре побывать не удалось (и вряд ли уже удастся). Но после посещения нашего столичного театра оперы и балета «Астана Опера» чувство сожаления об этом как-то притупилось. Уже не вспомню, что я смотрела при первом посещении этого замечательного очага высокого, подлинного искусства.
Но – восторг от атмосферы, встречающих девушек в стильных костюмах (все они как будто с подиума сошли) и главное – балетных и оперных спектаклей – непередаваемый. Надо отметить: при том, что уровень постановок – высочайший, исполнители – мировые звезды, режиссеры часто приглашаются из-за рубежа, цены даже на лучшие места в партере – весьма демократичные. Где-то в Европе посетить театр такого уровня мы вряд ли смогли бы себе позволить.
– О, какая молодец, опять на премьеру в «Астана Опера» ездила, – радуемся мы за своих знакомых, живущих неподалеку от Нур-Султана. Да, собственно, и нам недалеко. За день легко обернуться можно. А лучше – не спешить. И выйдя из театра, пройтись по Водно-зеленому бульвару, полюбоваться Поющим фонтаном. Целая аллея танцующих водных потоков причудливо меняет форму под звуки музыки, переливается в ярких цветах вечерней подсветки.
Так гармонично фонтан символизирует характер новой столицы. Необычной, яркой, футуристической… Любимой.