С развитием цифровых технологий мошенники придумывают новые способы обмана, наиболее уязвимыми к которым являются люди старшего поколения. Как уберечь пожилых людей от уловок мошенников, расскажет Fingramota.kz.
Мошенники активно используют сервисы подмены телефонных номеров, поэтому они могут легко подделать даже 4-хзначный номер колл-центра любого банка. Рассмотрим разные ситуации, в которые могут попасть пожилые люди.
«Безопасный» счет
Злоумышленники могут позвонить к пенсионерам и, представляясь работниками банка, сообщить, к примеру, что с их карточки кто-то пытается вывести деньги. Для того чтобы воспрепятствовать этому, клиенту необходимо срочно перевести средства на безопасный счет. Следом они уточняют, умеет ли пожилой человек пользоваться интернетом или мобильном банкингом, дают инструкции, как перевести дистанционно свои пенсионные деньги, предлагают скачать то или иное приложение на телефон, либо же советуют незамедлительно перевести деньги через банкомат. При этом мошенники торопят и давят эмоционально.
Совет
Телефонные мошенники делают все возможное чтобы им поверили. Первое, что необходимо сделать – это прервать разговор и самостоятельно позвонить в банк, в котором вы обслуживаетесь. Контактный номер банка можно найти на оборотной стороне карточки.
Ни в коем случае не выполняйте никаких инструкций звонящих: не переводите деньги, не устанавливайте сомнительные приложения и не переходите по ссылкам из SMS-сообщений по требованиям лжесотрудников финансовых организаций.
Никому не сообщайте свои персональные данные, реквизиты карточки: CVC/CVV-код (трехзначный код, указанный на обороте платежной карты), коды подтверждения, ПИН-коды. Запомните, что банковские сотрудники, операторы колл-центров банков никогда не будут спрашивать данную информацию по телефону.
Оформление подставного кредита
Вам звонят якобы с банка и уточняют, подавали ли вы заявку на оформление кредита на N-ную сумму. Если это не вы, то, значит, мошенники пытаются от вашего имени взять кредит. Схема мошенников такая же, как и в первой ситуации: вам необходимо срочно предпринять меры и следовать их инструкциям. Для этого они присылают вам ссылку на приложение, которое необходимо установить и защитить свои данные. После скачивания программы на ваш телефон приходит SMS-сообщение или уведомление по электронной почте, затем лжесотрудник банка просит назвать код и сообщает что, к сожалению, кредит успели выдать, но мошенники еще не успели получить доступ к деньгам. Далее следует инструкция: для защиты ваших денег вам необходимо эти деньги перевести на другой счет, который продиктует мошенник.
Совет
Позвоните или посетите отделение банка, в котором якобы оформлен кредит, и как можно скорее напишите официальное заявление с просьбой разобраться в ситуации. Обязательно получите копию заявления с входящим номером.
Дополнительно рекомендуем сообщить номер, с которого вам звонили, службе безопасности банка, а также написать заявление в правоохранительные органы.
«Фейковый» перевод
Вам пришло SMS о зачислении определенной суммы денег на вашу банковскую карту. Следом вам звонят с неизвестного номера и сообщают, что они перевели деньги ошибочно, и просят вас совершить обратный перевод. Мошенники «давят» на жалость и рассказывают множество подробностей о себе, говорят, что это якобы их последние деньги, они потеряли работу, средства нужны на лечение и все в этом духе. Это сигнал к тому, что вас попросту пытаются отвлечь. Иногда звонящие даже предлагают вам оставить небольшую часть средств у себя – так сказать бонус «за беспокойство».
Совет
Возможно, мошенники могли указать ваш счет для получения оплаты якобы за продажу товара на торговой площадке. Если вы поддадитесь их уговорам и сделаете перевод, то останетесь не только без денег, но и наживете себе дополнительные проблемы. Ведь потенциальный покупатель, не получив товар, может обратиться в правоохранительные органы. А вы, как получатель денег, окажетесь первым подозреваемым.
Поэтому, если неизвестные перевели на ваш счет некую сумму, то ни в коем случае не переводите ее обратно и не снимайте. Обратитесь в свой банк, где вам помогут разобраться с данным ошибочным переводом.
Звонки якобы от правоохранительных органов
Мошенники могут представиться служителями закона и сообщить, что у вашего знакомого, друга или родственника неприятности. К примеру: он сбил человека, находится в больнице или участвовал в терактах. Преступление в любом случае должно выглядеть страшным, а последствия необратимыми. Решить вопрос может некоторая сумма. С одной стороны, достаточно внушительная, чтобы произвести впечатление, с другой — не такая уж неподъемная, чтобы ее нельзя было бы быстро заплатить. В основном жертвами такого рода обмана становятся пожилые люди, готовые отдать свои последние деньги, только бы выручить любимого человека. Дополнительным стрессовым фактором обычно является недоступность абонента для звонков – мошенники умудряются узнать и это.
Совет
Лучше всего в этот момент начинать задавать вопросы. В каком именно отделении полиции находится потенциальный подозреваемый? Какую статью ему вменяют? Когда было совершено деяние? Предоставлена ли помощь адвоката, и как этого адвоката зовут? Кроме того, следует сделать звонок на горячую линию МВД РК и в районное отделение полиции. Ни в коем случае не паникуйте, и тем более не передавайте и не переводите деньги на счета незнакомцев.
Как уберечь людей преклонного возраста от мошенников?
Объясните пожилым людям, что не нужно безоговорочно верить незнакомцам, даже если они представляются сотрудниками банка, правоохранительных органов;
Если звонящие к вам обращаются по имени и отчеству и знают ваш адрес проживания, это не означает, что эти люди являются официальными лицами. Эти данные можно получить разными способами, они даже находятся в открытом доступе, в интернете;
Обязательно спрашивайте ФИО и должность сотрудника и перепроверьте, позвонив на горячую линию или колл-центр организации, от чьего имени звонят якобы их представители;
Если звонит близкий человек с незнакомого номера и говорит, что попал в беду, просит перевести ему деньги, завершите разговор и перезвоните ему;
Никогда и никому не сообщайте свои персональные данные, реквизиты своей банковской карты, срок действия карты, CVC/CVV-код, кодовое слово и остаток денежных средств;
Банковские сотрудники, операторы колл-центров банков никогда не будут спрашивать персональные данные по телефону. Эти конфиденциальные сведения нужны только мошенникам.
Берегите себя, своих близких и повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!