Безводный туризм, фантастика или реальность?

Зимой отечественный туризм по медвежьему примеру отправляется в долгую спячку. С наступлением лета он оживает и бросает якорь там, где есть курортные водоемы. Другие привлекательные места в природном отношении, увы, продолжают существовать в гордом одиночестве.

К таковым, например, относится Айыртауское региональное отделение ГНПП «Кокшетау», где, до сих пор очевидные-невероятные, можно встретить девственные лесные околки, а почти в центре поселка лесников разбит дендропарк, рожденный еще в конце ХIХ века. Этот же поселок лесников окружают богатые охотугодья. Лось, дикий кабан, косуля – постоянные обитатели. Случается заходят волки, чувствуют себя в безопасности в зоне покоя.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Но, пожалуй, главная достопримечательность здешнего края — наличие в нем Ботайского поселения, признанного учеными более 20 стран тем местом, где впервые в мире была одомашнена лошадь и откуда пошла степная цивилизация.

Забегая вперед, скажу: слабая пиар-компания столь знаменитого архелогического открытия вкупе с таким же слабым финансированием обнулили его значимость и масштабность. Вспоминается «ЭКСПО-2017». Весь Казахстан активно готовился к знаковому событию. Подключили прессу, конкретно передо мной, в ту пору спецкором «Казахстанской правды», ставится задача через главную газету страны обратить внимание зарубежных туристов (тире – инвесторов) на привлекательность региона в границах Акмолинской и Северо-Казахстанской областей.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Намечаю рабочий план, включаю в него знаменитый курорт Бурабай, курортные озера Шалкарское, Имантауское и, естественно, древнее поселение Ботай, куда и направился в первую очередь, размышляя, что гости насытились разными красотами в мире, им подавай что-то необычное, национальное, с эксклюзивным историческим прошлым.

Увиденное на Ботае сильно разочаровало. Археологические раскопки, которым отроду почти 40 лет, стали зарастать бурьяном, сфера обслуживания, даже самая скромная, и шага вперед не сделала. Пытался найти хоть одного экскурсовода — затея бесполезная. Его роль исполнял местный лесник, встречая меня на колесном тракторе. «Сенокос, я в поле, -объяснил он свою рабочую экипировку, — иностранцы в моих услугах не нуждаются, казахстанцы сюда не едут…».

Он не оговорился: иностранцы на Ботае действительно находились, на тот момент — англичане и поляки. Правда, это были не туристы, а ученые-археологи, продолжавшие вести раскопки, изучать артифакты согласно международной программе.

Задолго до Международной выставки «ЭКСПО-2017» с Ботаем меня познакомил его первооткрыватель, доктор исторических наук, профессор, известный в мире археолог Виктор Зайберт.

В кратком словаре научных терминов и понятий Ботай описывается следующим образом: «Эталонный памятник энеолитической эпохи 4-3 тыс. лет до нашей эры, поселение открыто В.Ф. Зайбертом в 1980 году и исследуется автором на протяжении 30 лет. Оно расположено на правом берегу р.Иман-Бурлук близ с.Никольское Айыртауского района СКО. Археологический памятник мирового значения площадью более 20 га явился основной для выделения В. Зайбертом оригинальной Ботайской культуры, носители которой были истоком создания степной цивилизации».

Вот так, ни много ни мало — целой степной цивилизации, откуда пошло колесо, а за ним и весь технический прогресс.

…Виктор Федотович, мировой светило археологии (между прочим, мы с ним, правда, в разное время заканчивали истфак одного и того же Уральского университета), заехал за мной на старенькой «Волге». Я еще пошутил: «Где такой артефакт раскопали?». «В полевых условиях лучше машины не придумаешь, — высказывал он свою точку зрения, — надежная, неприхотливая рабочая лошадка».

До поселения добирались полтора часа. До райцентра дорога сносная, дальше она продолжалась по степи, перемешанной лесными околками. Ухабов как таковых не ощущалось, зато пылюка стояла знатная. Беру на заметку: туристам подобная логистика не понравится, хотя — как сказать. Асфальт и бетон всем надоели, иногда хочется и по земле-матушке прокатиться. А еще проселочные дороги чем-то напоминают туристские тропы, так что тема логистики остается спорной. Впрочем, добираться туда, где зарождалась цивилизация, нецивилизованным способом, наверное, символично.

Несколько строк посвятим научной истории, она придает международную значимость Ботаю, усиливает его привлекательность для массового посещения. В 2011 году вышла в свет книга-альбом за авторством Виктора Зайберта  «Ботай. У истоков степной цивилизации». В ней, в частности, сообщается: «Доклады о первых итогах раскопок в академиях наук Алматы, Москвы, Новосибирска вызвали настоящую сенсацию. Мне говорили коллеги: видим, но не верим, поверим, когда побываем на Ботае».

После образования суверенного Казахстана поселение Ботай начали посещать ученые из Англии, США, Германии. Принимаются совместные программы исследований материалов Ботая. В 1994 году В. Зайберт читает лекции в ведущих британских университетах, студенты буквально носят его на руках. Проходит международный симпозиум «Ранние коневоды Евразии». В нем принимают участие 80 ученых из 16 стран мира.

Чуть позже проводятся совместные казахстанско-германские исследования материалов Ботая и раскопки курганов раннего железного века. Принимается решение о реконструкции ботайских жилищ. Это был первый в Казахстане научный опыт, связанный с древнем культурным наследием. Ботайские жилища, как заявляют некоторые ученые, являются прообразом казахской юрты.

Нами описана небольшая часть, так сказать, партера Ботайского поселения, на базе которого создан одноименный музейно-туристический комплекс, а уже открылось столько привлекательных фактов, что захотелось немедленно отправиться по данному адресу, благо от Кокшетау истоки степной цивилизации находятся всего в 180 км. Согласитесь, на дворе 21 век, но через пару часов ты можешь оказаться в 3-4 веке до нашей эры, и это вполне правдоподобно. Путешествие во времени всегда и у всех вызывает неподдельный интерес. Будь моя воля, данный туристический маршрут я бы возвел в ранг приоритетных в части узнаваемости и популярности Независимого Казахстана.

Увы, сам себе говорю: мечтать не вредно. Когда В.Зайберт впервые привез меня на Ботай и оставил ночевать в платке, вот тогда под звездным небом мы дали волю богатому воображению, представляя завтрашний день уникального, в том числе и в туристическом плане, объекта. На ближайшей сосновой опушке будет построен отель, размышлял знаменитый археолог и автор открытия ботайской культуры, а на дальней поляне разместится международный аэропорт для малых воздушных судов…

Отвели мы живописные места музею, живому уголку природы, запланировали рыбалку на протекающей рядом речке, походы за грибами, ягодами. Придумали редкую услугу, на которую обязательно клюнут туристы – приготовление пищи на костре. Огонь можно развести на улице, а можно и в реконструированном жилище ботайцев. «Умная» печь сооружалась в центре юрты, дым уходил через трубу в небо, а тепло расходилось по жилищу. Рядом продается лечебный кумыс, кумысная ферма под боком, кипят самовары на сосновых шишках… Нашим фантазиям не было предела, и все они были вполне реальными.

Еще раз, как отмечалось выше, я побывал на Ботае во время «ЭКСПО-2017». Разрыв между первым приездом и вторым составлял 7 лет. Туристами, пусть даже одиночками, там и не пахло. Как не пахло и минимальным сервисом. Похожая картина наблюдалась и 5 лет назад, когда Ботай уже вошел в состав государственного национального природного парка «Кокшетау».

Присутствие известного, правда, узкому кругу лиц, историко-культурного памятника на особо охраняемой территории – важная деталь. Национальным природным паркам страны отведена лидирующая роль в развитии туризма. Честно признать, пока они с ней не справляются, сказываются финансовые ограничения. Но проблема не только в деньгах: поубавилось профессиональных отраслевых менеджеров, фанатов своего дела. Что характерно, стоит им где-либо объявиться, появляются надежды на развитие.

Два года назад ГНПП «Кокшетау» возглавил Ербол Сагдиев. Работая в ряде районов акимом, везде оставлял заметный след, зарекомендовав себя, в первую очередь, крепким хозяйственником. И, хотя нацпарк совершено новое для него дело, начал он «внутренние реформы», востанавливая заброшенные цеха по переработке древесины, используя заработанные средства для развития туризма.

Туризм как никакая другая отрасль нуждается в пиаре, а еще точнее — он им живет, лишь бы было что пиарить. Боровое стало известно всему миру в советское время. Центральное телевидение СССР ежедневно транслировало природные заставки рекламного плана. Работая в 70-х годах прошлого века редактором Кокшетауского телевидения, каждую неделю получал задание подготовить сюжет из Борового.

Сегодня количество СМИ увеличилось в десятки раз, зато пропаганда природных возможностей сошла на нет, а туризм развивается, куда течение выносит. Вот вам озеро, но многие казахстанцы говорят: «В Турцию слетать дешевле».

У энтузиастов тоже не все гладко получается. Хорошо знаю Кайрата Султанова, модератора детского туризма РК, собственника базы отдыха «Парус», что находится в курортной Зеренде. Есть имя, известность, авторитет, три созыва подряд избиратеся депутатом облмаслихата, однако тормоза включаются на каждом шагу. Приступив к строительству нового объекта, вынужден был продать квартиру, где проживал с женой и детьми. Кредиты неподъемные, налоги давят, но больше всех наносят вред туризму чиновники-бюрократы.

24 согласования — настоящие адовы круги пришлось пройти руководству ГНПП «Кокшетау» при строительстве визит-центра в Зеренде. Возводить отраслевые объекты по такой схеме у них отпало желание раз и навсегда.

Вернемся к Ботаю — яркому представителю безводного туризма. В канун первомайских праздников с заместителем генерального директора нацпарка «Кокшетау» Талгатом Мухамадиевым выехал в Айыртауское региональное отделение, где на ПМЖ устроился знаменитый по своему научному предназначению, но пока находящийся на стадии становленения музейно-мемориальный комплекс по истории степной цивилизации «Ботай». О достопримечательностях лесного учреждения рассказали выше, хотелось узнать, не появилось ли что-то новое, более интересное, имеющее отношение к туризму? Да и Ботай манил к себе, оставался ли он сиротой или наконец-то оказался в хороших руках?

Позже выяснилось: Ботай сегодня находится под патронажем Министерства культуры и спорта. Какие это «руки», покажет время.

Сообщаю директору регионального отделения о цели приезда, тот смотрит на меня и думает: дядька, о чем это вы, какой туризм в нашей глуши… На подобные мысли у меня припасены аргументы. Все восхищаются, какой воздух в Бурабае, книги написаны, лечит лучше любого лекарства. Сообщаю читателю, воздух в Айыртауском лесхозе, настоянный на первозданной природе, оставляет далеко позади известный курорт, хоть собирай и продавай. Далее: разве можно сравнить лес, где бывает много людей, туристов, и тот, где их вообще не бывает? Небо и земля. Трава пахнет по-другому, деревья растут другие, радуя по-другому. От свидания с ними проблемы уходят из головы, оставляя место естественному наслаждению.

Ну да ладно, охи-вздохи оставим будущим гостям этого уникального края. Предлагаю черновую версию нового турпроекта «Ботай: экологический рай». Директор одобряет и меняется в лице: экология — его конек, его хлеб, да, наверное, и будущее. Несколько слов о нем. Потомственный лесовод, отец Кайрулла Аскаров — до сих пор лесничий, лесником был и дедушка Аскар. Женился — еще династия прибавилась, тесть оказался лесничим. Вот совпадение — когда-то писал о нем очерк как о лучшем природозащитнике на севере страны.

— Лесные массивы у нас — без конца и края, даже местные люди в них блудят, рекреационная нагрузка нулевая, для экологии — полное раздолье.

По его словам, действующих туристических маршрутов два: дендропарк и усадьба бабушки Шокана Уалиханова Айганым. Дендропарк, год рождения 1906, в основном посещают группы школьников. Усадьба Айганым принимает редких гостей, которых интересует национальная история. Более-менее привлекательными объектами также являются поляна «Лошадка», сопка Сырымбет, пешеходная тропа «Крокодил».

Почему крокодил? Каменная фигура именно его напоминает внешним видом.

Родники — около 200, ягодные, грибные места — в изобилии. Диким зверем леса переполнены, запросто можно организовать охоту.

Ардак Аскаров неожиданно приглашает на экологический обед, заверяя, что он к туризму имеет непосредственное отношение. Стол был накрыт на поляне «Лошадка», в 50 метрах от родника. Подавали запеченный на костре картофель, угощали чаем из самовара, а до того успели попробовать нежную, сочную конину, качественно откормленную на окрестных ковылях. По заказу могли приготовить даже жареные грибы.

Зачем об этом рассказываю? Целенаправленно делаю рекламу для будущих туристов. Обед с уклоном на национальную кухню, приготовленный из экологически чистых продуктов, гостей будет ждать каждый день, и принесет не только удовольствие, но и здоровье.

Вернемся к безводному туризму: реален он или нет?

— Нужна моральная и материальная господдержка, — считает  А. Аскаров. — Ботай известен в научных кругах всего мира, археологи шапки снимают перед этим открытием, у нас же мало кто о нем знает. В туризме много случайных людей, профессионалов, да еще энтузиастов — кот наплакал. Природные условия для развития туризма, в том числе и безводного, есть, но пока мы их слабо используем…

Лично я его понял так: безводный туризм реален и востребован, для его развития нужна комфортная среда. Ботай посещал трижды, радостного впечатления он не оставлял. Оставим за скобками раскопки, уникальные артефакты, лицезреть которые мечтают историки всего мира, обратим внимание на инфраструктуру. Более 40 лет прошло с тех пор, как Виктор Зайберт открыл Ботай, почти нечего на древнем поселении не изменилось.

Профессор, доктор наук, не ожидая помощи со стороны, выкупил в соседнем селе Никольское двухквартирный дом, отремонтировал его, приспособив под одной крышей мини-отель для проживания туристов, офис, рядом построил баню. На том его персональные возможности закончились. Правда, скромную лепту внесли научные круги. Силами экспедиций возведены два макета ботайских жилищ в натуральную величину, соединенные между собой переходом. Макеты создавались на основе научной реконструкции по чертежам раскопок на поселении Ботай возрастом 5,5 тыс. лет. Кстати, подобные сооружения для туристов — шикарная приманка, они могут использоваться в современной практике. Древнее жилище вместо отеля: а что, я бы выбрал первый вариант.

Скромные возможности и у Айыртауского регионального отделения ГНПП «Кокшетау»: природоохранное учреждение конкретно отвечает за экологию, состояние окружающей среды. Здесь как раз полный порядок. И тем не менее, посильный вклад в обустройство исторического памятника вносит. Коллектив в прошлом году своими силами заработал 30 млн тенге, из них 2 млн ушли на развитие туризма.

Собирать по зернышку объект, тем более массового посещения, который в будущем может и должен стать второй визитной карточкой на севере страны после Бурабая, согласитесь, песня долгая.

Что касается Ботая, случай особый. Памятники культуры мирового уровня заслуживают куда большего внимания, в том числе со стороны государства.

Александр Кузенный.

Кокшетау-Петропавловск.

Пока материал готовился к публикации, пришла скорбная весть. На 75 году ушёл из жизни первооткрыватель Ботайской культруры, доктор исторических наук, археолог с мировым именем Виктор Зайберт.

Справка «АП»

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31.03.2018 года №150 создано РГКП «Государственный историко-культурный музей – заповедник «Ботай», уполномоченным органом которого является Министерство культуры и спорта Республики Казахстан.

Генеральным планом развития инфраструктуры ГНПП «Кокшетау» предусмотрено предоставление в долгосрочное пользование земельного участка площадью 62,5 га для создания музейно-археологического комплекса «Ботай».

РГКП «Государственный историко-культурный музей – заповедник «Ботай» подготовлена Концепция развития музея-заповедника «Ботай», в рамках которой планируется реализовать следующие мероприятия:

  1. Жилища каменного века — это неординарный музейный объект и археологическая реконструкция сооружений энеолитического поселения. При такой реконструкции посетитель сможет увидеть быт древнего мира во всем его разнообразии.
  2. Близ территории музея заповедника Ботай планируется создать исторический парк. Это музейный комплекс под открытым небом, где представлены подлинные конструкции погребальных и культовых сооружений нескольких исторических эпох жизни Степи. Например, культовые и погребальные памятники эпохи поздней бронзы.
  3. Аллея менгиров и балбалов – культовых камней – стражей древних поселков и некрополей. Степные мегалиты до сих пор являются одним из самых загадочных сооружений, возведенных человеком в Казахстанской степи.
  4. Воссоздание величественных курганов и реконструкция изваяний воинов-кочевников, воплощающих главные ценности своей эпохи – силу, мужественность, воинственность.

 

 

Читайте также