Первый академик Советского Востока

На днях в Красноярской городской модельной библиотеке провели познавательный час «Қазақтың Қанышы», посвященный дню рождения первого академика Советского Востока и первого Президента Академии КазССР Каныша Имантаевича Сатпаева.

К. И. Сатпаев и ученый-металлург И. П. Бардин во время выездной сессии Академии наук КазССР. Караганда, 1949 год.

Был оформлен открытый просмотр литературы «Дара дарын», где были  представлены монографии, книги, фотодокументы, статьи из периодических изданий о жизни и деятельности академика, интересно оформленная архивная папка «Сатпаев», фрагменты минералов — гранит, мрамор и другие, а также электронные диски «Сәтпаев әлемі», «Каныш Сатпаев. Страницы жизни». Гостям мероприятия – учащимся 8 класса многопрофильной школы-гимназии №3 и их преподавателю Гульбахит Ожибаевой продемонстрировали видеофильм об одном из величайших казахских ученых, посвятившем свою жизнь родной стране. Наверное, узнать о нем будет интересно и нашим юным читателям.

Каныш Имантаевич Сатпаев родился  12 апреля 1899 года в ауле Караши Павлодарского уезда — ныне это аул имени К. И. Сатпаева Баянаульского района Павлодарской области. Скончался он 31 января 1964 года в Москве. Каныш Сатпаев — доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Академии наук Казахской ССР и Академии наук СССР. Уже в 1924 году, будучи студентом, он составил учебник по алгебре для казахских школ – первый учебник на казахском языке в молодой республике.

…После установления Советской власти в 1920 году Сатпаев был назначен первым в Баянауле председателем Казкультпросвета (отдел по проведению культурно-просветительной работы среди трудящихся). После  трудился  народным судьей 10-го участка Баянаульского района. В начале 1921 года состоялась встреча Сатпаева с геологом М. А. Усовым, который приехал в Баянаул на кумысолечение. Усову удалось заинтересовать юношу геологией, и в том же 1921 году Каныш Сатпаев, оставив должность народного судьи, поступил в технологический институт в Томске. Каныш успешно окончил его в 1926 году, получив квалификацию горного инженера, и отправился работать в Атбасарский трест цветных металлов – начальником геологического отдела. А уже через год, в 1927-м, он был избран членом правления данного треста. В ведении Атбасарского треста находилось медное месторождение и недостроенный медеплавильный завод в поселке Карсакпай.

В 1930-е годы в Улытауском районе К. И. Сатпаев открывает пласты руды с богатым содержанием меди — на тот момент оно оказалось крупнейшим в мире по прогнозируемым запасам. Благодаря этому открытию началось освоение бескрайних степных территорий: в 1940 году были построены Досмурзинское водохранилище и железная дорога, соединяющая Джезказган, Караганду и Балхаш. Собственно, и город Джезказган вырос в степи благодаря исторической находке Сатпаева.

За раскрытие богатств Улытауского района К. И. Сатпаев в этом же  году был удостоен ордена Ленина. В 1941 году переведен на работу в Алма-Ату, назначен директором Института геологических наук. В 1942-м он — уже  председатель Президиума Казахского филиала Академии наук СССР (КазФАН). Вскоре после начала Великой Отечественной войны встал критический вопрос о поиске новых марганцевых месторождений. Каныш Сатпаев организовал геологоразведочный отряд для изучения местности Джезды на наличие марганца. Вскоре там был построен рудник, который стал выдавать руду уральским военным заводам: поручение было выполнено в течение сорока дней. К 1943 году рудник выдавал 70,9 % всех марганцевых руд страны..

В 1942 году Сатпаеву присудили Сталинскую премию за монографию «Рудные месторождения Джезказганского района», обобщавшую результаты исследований, полученные им за 15 лет изучения региона. Помимо нее, к тому моменту Каныш Сатпаев опубликовал уже более сорока научных трудов. По совокупности работ в 1942 году Высшая аттестационная комиссия присвоила геологу степень доктора геолого-минералогических наук. Летом 1943 года Каныш Имантаевич был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР и утвержден в должности председателя Президиума КазФАН СССР. В 1944 году Президиум Верховного Совета КазССР присвоил Сатпаеву звание «Заслуженный деятель науки Казахской ССР».

В 1945 году Сатпаев был награжден вторым орденом Ленина и орденом Отечественной войны 2-й степени за мобилизацию ресурсов в годы войны.

Каныш Сатпаев был первым президентом Академии наук Казахской ССР. Он — основатель нашей Академии, торжественно открытой 1 июня 1946 года. В том же году Сатпаев был избран академиком Академии наук СССР и депутатом Верховного Совета СССР 2 созыва.

Несмотря на все заслуги ученого, его не обошла стороной политика репрессий. В  послевоенные годы была организована комиссия ЦК КП Казахстана для проверки деятельности Института языка и литературы АН КазССР. Комиссией было принято постановление о том, что институтом «допущены грубые политические ошибки в оценке творчества многих деятелей прошлого и извращения националистического характера». Комиссия насчитала в Академии «свыше ста бывших баев, алаш-ординцев, их родственников, белогвардейцев и судимых ранее за контрреволюционные преступления, что составляет 13 процентов к общему составу сотрудников Академии». В вину Президиуму АН КазССР поставили и создание «фиктивных должностей», а ученые Х. Д. Джумалиев, Е. Исмаилов, писатель М. О. Ауэзов и композитор А. К. Жубанов были обвинены в национализме. Канышу Сатпаеву было рекомендовано уволить их.Он ответил так: «Я не дам согласия на такую безосновательную чистку ни в одном из вверенных мне научных учреждений, во всяком случае, пока я руковожу ими». Тогда острой критике подвергся и сам Каныш Сатпаев. Его обвинили в сокрытии социального происхождения при вступлении в партию, опеке националистов и сокрытии того, что в 1917 году он был агитатором партии «Алаш-Орда». В 1951 году Бюро ЦК КП Казахстана сняло его с поста президента и члена президиума Академии наук Казахской ССР.

Он остался в Алма-Ате на должности директора Института геологических наук, и продолжил заниматься любимой наукой. В 1953 году вместе с группой ученых составил рабочие макеты прогнозной карты полезных ископаемых Центрального Казахстана. В течение следующих четырех лет, с 1954 по 1958 годы, карты подвергались проверке на точность и качество, итоги были подведены в декабре 1958 года: прогнозная карта, разработанная Институтом геологических наук АН Каз. ССР была признана наиболее точной. В связи с этим группе геологов во главе с Канышем Сатпаевым была присуждена Ленинская премия.

В 1954 году сменилось руководство ЦК Компартии Казахстана. Было пересмотрено дело, связанное с обвинением Сатпаева в 1951 году, и вынесено решение: ученый невиновен. В июне 1955 года Каныш Имантаевич был вновь избран президентом Академии наук Казахской ССР. В 1956 году — членом ЦК КП Казахстана.

В 1957 году Сатпаев был награжден третьим орденом Ленина за мобилизацию Академии наук КазССР на освоение целинных и залежных земель.  Серьезность проблемы дефицита воды в Центральном Казахстане волновала ученого, и летом 1959 года он обосновал перед председателем Госплана СССР А. Н. Косыгиным необходимость строительства канала. Сегодня это сооружение известно как канал Иртыш-Караганда.

Каныш Имантаевич был депутатом Верховного Совета СССР нескольких  созывов. В 1961 году Сатпаев был избран членом Президиума Академии наук СССР и оставался им до конца жизни. В 1963 году Каныш Имантаевич был награжден четвертым орденом Ленина за заслуги в развитии геологической науки.

Он скончался 31 января 1964 года в городе Москве, после продолжительной болезни. Похоронен 3 февраля на Центральном кладбище Алма-Аты. У него было пять дочерей – Ханиса, Шамшиябану, Меиз, Мириам, Джамиля. Два сына умерли в раннем возрасте.

Даже сегодня трудно оценить объективно огромный вклад Каныша Сатпаева в развитие казахстанской науки. Его научные исследования касаются не только геологии, но и истории, и культуры.

Еще в 1935 году, исследуя Джезказганскую область, Каныш Сатпаев обнаружил камень с надписью, который был оставлен Тамерланом в 1391 году, во время похода в казахскую степь. Эта историческая находка обладала такой огромной ценностью, что была отправлена в Эрмитаж.

К заслугам Каныша Сатпаева относится и то, что он привел в науку немало будущих великих ученых. В их числе — основатель казахстанской энергетической науки Ш. Ч. Чокин, крупный ученый-археолог, академик А. Х. Маргулан, министр геологии КазССР Ш. Е. Есенов, директор химико-металлургического института Академии наук Казахской ССР, имя которого сейчас носит Карагандинский государственный университет, Е. А. Букетов.

А еще — в 1957 году по инициативе Каныша Сатпаева был заложен Джезказганский ботанический сад. Настоящий оазис в безводной полупустыне, там и сегодня культивируют редкие виды деревьев и цветов…

Гульбаршин Салык,

член Союза журналистов Республики Казахстан.

Читайте также