Вернули 6 миллионов

С каждым годом увеличивается количество обращений в облдепартамент по защите прав потребителей. Если, например, в 2020 году к нам поступило 641 обращение, то за прошлый год этот показатель возрос почти в два раза и составил 1073 обращения, из которых удовлетворено 57,3%. При содействии сотрудников департамента потребителям возвращено более 22 миллионов тенге.

В 1 квартале текущего года департаментом рассмотрено 221 обращение, из из них 136 удовлетворены полностью, по 77 разъяснено законодательство по защите прав потребителей. В результате потребителям оказана помощь в возврате денежных средств на сумму около 6 млн. тенге.

Отметим, что большинство обращений, поступивших в департамент, касались вопросов сферы розничной торговли (60%) и бытовых услуг (13%).

Часто люди недовольны качеством приобретенного товара, изготовленной на заказ мебели, работой химчисток, есть жалобы на отсутствие в торговых точках (местах оказания услуг, работы)  информации о предпринимателе, который не только обязан предоставить свои данные, принять и рассмотреть претензию потребителя, но и разъяснить потребителю механизм защиты своих прав.

Кстати, нарушают права потребителей в основном в мелких бутиках, где не только отсутствует данная информация, но и отказываются принимать претензии, не всегда выдают документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги). В основном так поступают субъекты микро- и малого бизнеса. А введение моратория не всегда позволяет провести проверку или профконтроль по нарушениям ими требований законодательства о защите прав потребителей.

И еще, эффективность применения законодательства и контроль за его соблюдением требует активного содействия от потребителей.

Так, в 1 квартале 2022 года по обращению потребителя проведена внеплановая проверка субъекта крупного бизнеса, филиала ТОО «FORA TRADE» в городе Кокшетау. В месте реализации товара отсутствовали контактные данные (адрес и номер телефона) уполномоченного органа сферы защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информация о праве потребителя обратиться к ним или в суд за защитой нарушенных прав. В результате в торговом центре филиала ТОО «FORA TRADE» исполнили предписание, выданное департаментом, и организовали «Уголок потребителя».

Кроме рассмотрения и разрешения потребительских споров, департаментом было проведено 108 мероприятий информационно-разъяснительного характера: выступления на телевидении, круглые столы с участием общественности, лекции среди сотрудников организаций, студентов учебных заведений и т.д. В региональных СМИ размещено 26 статей разъяснительного характера. Департаментом активно ведутся социальные странички Instagram и Facebook, где в 1 квартале размещено 524 материала информационного и разъяснительного характера.

Светлана ЗАНЕГИНА,

руководитель облдепартамента по защите прав потребителей.

Читайте также