Правила защиты – просты

Продолжая разговор о защите прав потребителей, отметим, что взаимоотношения между продавцом (исполнителем, изготовителем) и потребителем регулируются одноименным Законом РК «О защите прав потребителей», который до сих пор остается наиболее нарушаемым из действующих нормативных правовых актов.

Однако сегодня существует масса возможностей не быть обманутым. Остановимся на простых правилах, о которых знаем, но которыми не всегда пользуемся.

Часто потребитель, сталкиваясь с проблемой, зная о нарушении своих прав, не имеет представления, как правильно действовать, чтобы их защитить. В первую очередь, нужно обратиться в устной форме к предпринимателю, нарушившему его потребительские права. В случае отказа удовлетворить требования, составьте письменную претензию в двух экземплярах. Один отдайте продавцу, второй оставьте себе. Если предприниматель отказывается принимать претензию, отправьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении.

Это первая ступень, когда письменной претензией можно решить спор мирным путем, «здесь и сейчас». Если в течение 10 календарных дней на этой ступени потребительский спор не решается, обратитесь в госорганы, а затем в суд.

К примеру, вам не дали чек, или вы его потеряли. В таком случае покупку товара у конкретного продавца вам придется доказать. Сфотографируйте товар на витрине, а также себя в примерочной в той одежде, что вы покупаете. Внимание:  покупатель имеет право снимать в любой торговой точке, какие бы внутренние правила ни придумывали администрация и продавцы. Хотя достаточно будет показаний свидетелей, упаковки с логотипом продавца, серийного номера товара, фото-, видеосъемки процесса покупки и т.п. Все это закреплено в статье 18 вышеуказанного Закона.

Доведите до автоматизма простые просьбы: требуйте выдать чек, показать сертификат качества или декларацию соответствия на товар. Не отдавайте деньги за еще не выполненные услуги без подписанного договора и чека.

Кстати, необходимо отметить, что участились случаи незаконных запретов на съемку в торговых центрах, на рынках, магазинах и т.д. Имеются факты агрессивного поведения сотрудников служб безопасности либо сотрудников магазинов в отношении потребителей, применивших фото- и видеосъемку (например, пытаются отобрать средства съемки, удалить видео и фотоматериалы, звучат угрозы, оскорбления). Запомните: запреты фото- и видеосъемки в магазинах незаконны, данная норма регламентирована пунктом 12 статьи 24 Закона РК «О защите прав потребителей».

Часто возникает вопрос: может ли потребитель оставить себе подарок или должен его тоже вернуть?

Как известно, в рамках рекламных акций в магазинах можно получить в нагрузку к основной покупке какой-то подарок «совершенно бесплатно». Если покупка окажется с дефектом и вы будете возвращать ее обратно, то в магазине наверняка потребуют вернуть и подарок – «иначе возврат не одобрят». На самом деле, подарок можно оставить себе, так как вы с магазином одновременно заключили два разных договора (розничной купли-продажи и дарения). Для расторжения каждого из договоров должны быть свои основания. Так что вы не обязаны автоматически отдать подарок магазину.

Очень часто мы видим в магазинах или иных торговых точках надпись «Товар обмену и возврату не подлежит». Подобные таблички могут быть использованы продавцами, но только по отношению к определенной группе товаров надлежащего качества, которые действительно не полежат обмену и возврату. В соответствии с п.1 ст.30 Закона, это: лекарственные средства, изделия медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары (ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленка, клеенка), абонентские устройства сотовой связи.

Поэтому, если в магазине бытовой техники или в бутике с верхней одеждой вы видите надпись «Товар обмену и возврату не подлежит», знайте: эта надпись не имеет юридической силы. И при необходимости вы сможете доказать свои права на возврат или обмен товара.

Распространено нарушение прав потребителей, когда стоимость товара не соответствует указанной на ценнике на прилавке и в кассовом чеке, а также когда продавцы принуждают заключить договоры при покупке товара (например, при приобретении смартфона дополнительно «навязывается» покупка различных приложений или услуги гарантийного обслуживания). В таких случаях потребителям необходимо знать, что согласно Закону продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной на ценовом ярлыке, выставленном во внутренних или внешних витринах торгового объекта.

Более того, установление цены на товары (работы, услуги) при приеме платежей с использованием платежных карточек, превышающей цену их продажи при оплате наличными деньгами – условие, нарушающее и ущемляющее права потребителей при заключении договора.

За консультацией по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон «горячей линии» облдепартамента по защите прав потребителей: 8 (716 2) 50-51-22 или по адресу: г.Кокшетау, ул.Ауельбекова, 117, кабинет 6.

Письменное обращение можно разместить через информационную систему «е-Өтініш»e-Gov.kz, Единую информационную систему e-tutynushy, Telegram-bot @kzpp_bot, а также направить через АО «Казпочта» или нарочно.

Светлана ЗАНЕГИНА,

руководитель облдепартамента по защите прав потребителей.

Читайте также