О прохождении паводкового периода в регионах, а также о мерах по обеспечению безопасности в связи с ухудшением погодных условий в прямом эфире во время брифинга в Службе центральных коммуникаций рассказали глава Министерства по Чрезвычайным Ситуациям Юрий Ильин и начальник областного ДЧС Нурлан Атыгаев.
Как отметил министр, прохождение паводкового периода находится на особом контроле. В регионах страны проводится комплекс мероприятий по снижению рисков подтоплений населенных пунктов.
— В Акмолинской области начала активной фазы паводка пока не наблюдается. В режим повышенной готовности переведены все подразделения системы гражданской защиты, развернут областной оперативный штаб, — говорил Нурлан Атыгаев. На водных объектах на территории области сохраняется устойчивый ледостав. По данным Казгидромета, объемы влагозапасов на 1 апреля нынешнего года в бассейнах рек Есиль (приток в Астанинское водохранилище), Селеты (приток в Селетинское водохранилище), Калкутан ниже нормы на 12 – 22 %, Жабай — ниже нормы на 1,8 %, при этом в Шагалалы — выше нормы на 8,6%.
В регионах области финансирование вывоза снега из населенных пунктов — в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Вывезено свыше 837 тыс. куб.м снега.
В этом году на 33% увеличено финансирование из областного бюджета для проведения взрывных работ по ослаблению ледового покрытия и ликвидации ледяных заторов. На реках Нура, Жабай, Есиль, Жыланды, Калкаман, Карасу, Кунтугуз, Саркырама в Атбасарском, Целиноградском, Аршалынском, Сандыктауском, Ерейментауском районах проведены взрывные работы по рыхлению и дроблению льда.
Подготовлены 2082 человека и 978 ед. техники, 176 мотопомп, 37 плавсредств.
В случае осложнения паводковой обстановки в Целиноградском, Астраханском, Аршалынском, Атбасарском районах будет организована передислокация резервных сил и средств департамента.
— В прошлом году в селе Жибек жолы Аршалынского района были подтоплены жилые дома, и в этом году опасность сохраняется. Высказываются мнения, что это происходит из-за того, что дома изначально были построены в паводкоопасной зоне. Есть ли решение этой проблемы, которое позволит жителям избежать подтопления? — спросили журналисты «АП».
На этот вопрос подробно ответил министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Юрий Ильин.
— До сих пор существуют населенные пункты, которые образовались в период, когда еще не было должного контроля по выделению земельных участков. Происходил «самозахват» земель с последующим узаконением отдельных домовладений в Жибек жолы и в Аршалы, находящихся в водоохранных полосах. Сейчас для того, чтобы принять меры по отселению и предоставлению жилья нуждающимся, требуются определенные бюджетные затраты. Мы ведем такую программу в Атбасаре вместе с акиматом Акмолинской области за счет республиканского бюджета, а также она финансируется за счет местного бюджета г. Атбасара. И общественность, и жители видят, какого огромного финансирования требуют строительство домов и выселение. Поэтому по Жибек жолы и Аршалы принято решение: пока не поднимать вопрос о сносе домовладений, находящихся в водоохранной зоне. А предусмотреть комплекс мероприятий, позволяющих высокой воде беспрепятственно пройти и не затронуть дома. Для этого, как я уже говорил, мы направляли войсковую часть, и в случае осложнения обстановки готовы вновь произвести переброс личного состава, чтобы укрепить откосы береговых укреплений и провести углубительные работы, если это потребуется.
На этот же вопрос ответил начальник областного департамента по ЧС Нурлан Атыгаев.
— Как известно, в этих местах (в водоохранной полосе — прим. ред.) были раньше дачи. Теперь там построены дома, которые были проданы новым владельцам из других регионов страны, переехавшим ближе к столице.
— Получается, людей никто не заставлял покупать эти дома?
— Конечно, нет. Там прекрасно видно, что река совсем рядом, есть заросли дикорастущих растений. В конце концов, можно было поинтересоваться обстановкой вокруг. Тем более, что руководство района категорически не рекомендует строительство в этих местах. Более того, видно, что те территории, на которых уже были построены дома, подвергались подтоплению. Несмотря на это, до сих пор идет строительство, — отметил он. — Дамбу в этом году укрепляли, на эту работу было выделено порядка 14 млн. тенге. Но они ситуацию не разрешат, так как нужно капитальное строительство дамбы, а также выпрямление реки Есиль. Сейчас ведется корректировка проекта по укреплению астанинского контррегулятора. Для укрепления тела плотины от плотины «Безымянной» должны быть проведены работы по выпрямлению 4 километров. Возможно, такие работы этим летом начнутся, но это вопрос к Комитету водных ресурсов, — подчеркнул Атыгаев.