ТОО «Жер-1» в Жаркаинском районе образовалось в феврале 2000-го. Чуть позже пришла сюда работать агрономом-семеноводом Светлана Орехова, уже имевшая до этого практический опыт ведения земледелия в бывшем совхозе «Целинный». Искушенная в полеводстве технолог закономерно предугадала вопросы «Акмолинской правды»:
— Хотите, небось, узнать про погодные особенности? Поспешу разочаровать: от прогнозов на урожай я бы сознательно воздержалась. Такой непредсказуемой весны, честно говоря, не припомню. Случались, конечно, у нас бураны в третьей декаде марта, но протяженной зимы до самого апреля – не припомню. Заранее рассчитать конечный результат продуктивности поля тем более сложно.
— Все-таки не верится, что в таком опытном хозяйстве, как ваше, Светлана Юрьевна, предпочтут «плавание по течению»…
— Правильно, что не верите. С осени мы переживали за излишнюю промерзаемость почвы – проводили снегозадержание и оставались недовольными толщиной зимнего покрова. Казалось, на большее расчитывать не придется. Сейчас запас влаги радует: наст плотный, насыщенный. Будем также внимательно наблюдать за погодой, оперативно реагировать на все ее изменения. Весеннюю влагу, думаю, начнем держать позже обычного. Последующие действия в деталях уже будут видны по погоде. Но при любом раскладе обстоятельств мы на минимальный средний сбор (10 центнеров с гектара) обязательно рассчитываем. Хлеб должен быть лучше прошлогоднего.
— Когда я сказал «опытное хозяйство», то имел ввиду не наработанный стаж «Жер-1», а его научно обоснованную деятельность.
— Хозяйство с начала своего существования сохраняет свое сортоиспытательное направление, продолжает сотрудничество с учеными из НПЦЗХ им. А. И. Бараева. Внесен в Госреестр селекционных достижений на 2022 год сорт яровой мягкой пшеницы Таймас, а мы уже с ним работаем. Наблюдаем также за новинками в отрасли на всем пространстве СНГ. Взять, к примеру, такой новый сорт, как Алабуга. Это – хорошая, перспективная пшеница. В условиях Алтая дает около 40 центнеров зерна с гектара (больше Омской 36), не ниже III класса, мука обладает отличными хлебопекарными характеристиками. Взят на вооружение еще один малораспространенный сорт — Северяночка. Он отличается толерантностью к ржавчинным заболеваниям при сохранении урожая, устойчив к полеганию и осыпанию зерна. Обратили внимание на Ликамеро – сорт характеризуется быстрым ростом на начальных этапах развития, переносит заморозки – его можно высевать раньше других. После сбора урожая проанализируем все результаты. Набор разных сортов позволяет приспособиться ко многим погодным осложнениям. В эту весну семеноводческое хозяйство «Жер-1» не предлагает сорта к реализации, так как весь запас уже продан. Я уже не говорю про широко распространенную, многократно проверенную Шортандинскую 95 улучшенную. Ее тоже заранее разобрали.
— Этот факт характеризует достойное место ТОО на рынке сбыта протестированных семян. А кроме климатических условий, к другим плохо прогнозируемым «сюрпризам» вы готовы?
— Своевременный вопрос! Основу технического парка нашего ТОО составляют изделия машиностроителей под маркой John Deere. Так вот, сегодняшняя нестабильная международная обстановка пока не гарантирует бесперебойного снабжения запасными частями к ним. Это тревожит местную инженерную службу: некоторый запас у нас имеется, но он сегодня не так богат, чтобы быть готовыми ко всем случаям жизни.
От коллег нередко слышу сетования на нехватку профессиональных кадров, читаю в соцсетях приглашения специалистов на работу. Эта острая для удаленных сел проблема пока не касается нашего хозяйства, потому что кадровая политика руководителя (Г.Е. Люлькович) «работает на опережение» набором социальных гарантий для работников, целенаправленным улучшением условий для труда и быта коллектива. Вот поэтому коллектив морально готов к предстоящей напряженной работе в поле. Каждый работник на деле считает своим долгом участвовать в решении задач продовольственной безопасности.
Как бы ни казались пафосными ответы Светланы Ореховой на вопросы про коллективную и личную ответственность, позиция собеседницы обескураживает своей откровенностью. Я не постеснялся, между прочим, спросить и о личной готовности к кадровой смене: профессия у нее особенная – как штучный товар или элитные семена. И что бы вы думали? Ответствовала не без гордости: «Александр Фролов 8 лет работает агрономом-семеноводом. Из местных. Начинал механизатором, потом решил учиться агрономии».
Знания и труд все невзгоды перетрут. И хлеб у «Жер-1», верится, будет.
Жаркаинский район.
Фото автора.