Условия возврата технически сложных товаров

В декабре 2021 года были внесены дополнения в Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» касательно возврата технически сложных товаров ненадлежащего качества.

В действующее законодательство введено новое понятие: «технически сложный товар – это непродовольственный товар с технически сложным внутренним устройством, который включает в себя множество конструктивных и (или) разнородных элементов, образующих одно целое, позволяющее использовать его по назначению, определяемому существом соединения, к которому относятся исключительно транспортные средства, сельскохозяйственная техника, водные и воздушные судна».

Таким образом, теперь транспортные средства (автомобили, мотоциклы и т.п.), сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайны и т.п.), водные судна (катера, яхты и т.п.) и воздушные судна (самолеты, вертолеты и т.п.), имеющие технически сложные внутренние устройства, законодательно отнесены к технически сложным товарам.

Изменены права потребителя в случае приобретения технически сложного товара ненадлежащего качества. Теперь в отношении технически сложного товара и его компонента потребитель вправе потребовать замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо расторжения договора и возврата уплаченных за товар денег только в случае существенного недостатка технически сложного товара. В остальных случаях потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков товара либо соразмерного уменьшения покупной цены с соответствующим перерасчетом разницы.

Например, потребитель не вправе требовать замены автомобиля на другой автомобиль, если требуется замена рулевой рейки или датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). В таких случаях потребитель вправе только требовать безвозмездного устранения недостатков (ремонта) в рамках гарантийных обязательств или соразмерного уменьшения покупной цены.

Законодательство определяет, что существенный недостаток технически сложного товара – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, включая время ожидания поставки запасной части, превышающего установленный законом срок или настолько затягивающегося, что для потребителя уже теряется актуальность такого устранения или делает невозможным использование товара по целевому назначению, либо недостаток, который может привести к причинению вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, окружающей среде.

Например, необходимость полной замены двигателя автомобиля можно отнести к существенным недостаткам, т.к. это требует больших расходов. Также к существенным недостаткам можно отнести случаи, когда при ремонте сроки поставки запасной части к автомобилю значительно превысили разумные сроки или сроки, установленные договором.

Изменены и сроки выполнения требований потребителя о расторжении договора купли-продажи и замене технически сложного товара. При обнаружении потребителем существенного недостатка технически сложного товара и предъявлении им требования о расторжении договора и возврате уплаченных за товар денег продавец (изготовитель, исполнитель) технически сложного товара и его компонента обязан удовлетворить данное требование в течение трех рабочих дней.

В случае обнаружения потребителем существенного недостатка технически сложного товара и предъявления им требования о его замене продавец (изготовитель, исполнитель) технически сложного товара и его компонента обязан удовлетворить данное требование в течение тридцати рабочих дней.

При этом в случае направления продавцом на дополнительную проверку (экспертизу) безопасности и (или) качества технически сложного товара органам по подтверждению соответствия либо испытательным лабораториям при несогласии с предъявленными требованиями потребителя срок по возврату или обмену технически сложного товара приостанавливается на время производства проверки (экспертизы).

Следует знать, что, согласно действующему законодательству о защите прав потребителей, в отношении товара, на который продавцом (изготовителем) установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) обязан удовлетворить требования потребителя, если не докажет, что недостатки в товаре возникли после их передачи потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования товара или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы.

За консультацией по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон «горячей линии» департамента 8 (716 2) 50-51-22.

Департамент по защите прав
потребителей Акмолинской области.

Читайте также