За годы независимости дорожно-строительная отрасль страны претерпела множество изменений, а в последнее десятилетие стала одной из самых динамично развивающихся. В этой сфере немало достижений, которыми можно гордиться. И речь идет не только о количестве километров дорог, построенных за годы независимости, – оно исчисляется тысячами километров, но и о качестве выполняемых работ. Сегодня его контролем занимается недавно созданное республиканское государственное предприятие «Национальный центр качества дорожных активов» при Комитете автомобильных дорог Министерства инвестиций и инфраструктурного развития РК. Акмолинский областной филиал этой организации возглавляет энергичный руководитель, ровесник Независимости Талгат Жусупов. С ним накануне праздника мы и решили побеседовать.
— Талгат Амантаевич, как Вы оцениваете развитие автодорожной отрасли региона за последние 30 лет? Что изменилось в этой сфере, какие проблемы удалось решить?
— Безусловно, за годы независимости дорожно-строительная отрасль существенно модернизировалась и пережила очень много позитивных изменений. Сегодня эта сфера – важная составляющая инфраструктурного развития страны. Государством проделана огромная работа по развитию дорожной отрасли, благодаря чему ясно вырисовываются опорная сеть и дальнейшие пути развития.
Значительно улучшилось общее транспортно-эксплуатационное состояние дорог и в нашем регионе. Сегодня протяженность сети автомобильных дорог общего пользования – 7,8 тысячи километров, а в 1991 году этот показатель составлял только 5,3 тысячи км. За годы независимости реализован ряд крупных проектов, например, строительство первого в республике автобана Щучинск-Кокшетау. Этот проект стал ключевым для инфраструктурного развития нашего региона, позволил расширить транспортно-логистический потенциал области и увеличить приток туристов. В целом, все изменения дали свой положительный результат. И самое главное – обеспечивается надлежащее качество автодорог, этот вопрос всегда в приоритете, для этого мы работаем.
— Расскажите о работе областного филиала Национального центра качества дорожных активов. Какова его миссия?
— Наша организация была образована в 2019 году. Основная наша задача – экспертиза качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также управление дорожными активами. В спектр деятельности филиала также входит диагностика и обследование дорог, а также внедрение новых технологий. Областной филиал осуществляет контроль качества дорог республиканского, областного и местного значений. Мы выезжаем на участки, где идут строительство и ремонт, проводим диагностику, выявляем проблемы. То есть работаем комплексно, в разных направлениях.
— Что Вы можете сказать о качестве строительства и ремонта автомобильных дорог?
— Государство выделяет большие объемы средств на дорожное строительство. Поэтому в приоритете, как я уже говорил, качество. К примеру, в уходящем 2021 году наши специалисты провели 635 выездов на участки дорог республиканского, областного и местного значений. В ходе выездов они отобрали более 1400 проб дорожно-строительных материалов. Позже эти пробы были испытаны на соответствие требованиям нормативно-правовых актов.
Совместно с областной территориальной инспекцией транс-портного контроля специалисты филиала выезжали на автодороги республиканского значения, чтобы проконтролировать движение тяжеловесного и большегрузного транспорта. Невзирая на запрет, продолжалось движение транспорта с превышением разрешенной нагрузки на ось. А это приводит к разрушению не только старого покрытия, но и отремонтированного дорожного полотна. На контроле и зимнее содержание автомобильных автодорог.
— Это больше касается уже существующих дорог. А проверяется ли качество на этапе строительства?
— Несомненно, это важная составляющая в нашей работе. Мы плодотворно сотрудничаем с областным департаментом полиции, департаментом по противодействию коррупции, проектным офисом «AQMOLA – ADALDYQ ALANY». В рамках взаимодействия с Агентством РК по противодействию коррупции с 10 июня 2019 года за-пущен проект «Сапалы жол – Адалдық алаңы», в рамках которого проделана колоссальная работа.
Только в текущем году филиалом совместно с представителями региональной Антикоррупционной службы, проектного офиса «AQMOLA — ADALDYQ ALANY», специальной мониторинговой группы и СМИ выполнены 9 выездов и отобраны 8 проб материалов, которые отвечают нормативным требованиям. Выезжали и на объекты строительства и ремонта, выявляли дефекты. По всем недостаткам в адрес заказчиков и подрядчиков были направлены письма об устранении выявленных нарушений. То есть благодаря цифровизации и работе со СМИ наша работа открыта, прозрачна и всегда освещается. У нас есть страницы в социальных сетях, куда нередко люди обращаются по проблемным вопросам. Мы сразу же реагируем, есть обратная реакция, конструктивный диалог.
— Как мы знаем в дорожной отрасли есть кадровый дефицит. Как решается эта проблема?
— Да, дефицит есть. Объемы строительства и ремонта автодорог растут, и рынок труда нуждается в квалифицированных специалистах все больше. Ежегодно на обучение специальностям дорожной отрасли государством выделяются до 10 тысяч грантов, студенты обеспечиваются стипендиями и общежитиями, надеюсь, через несколько лет эта проблема не будет такой острой. Сейчас мы нуждаемся именно в квалифицированных, хорошо подготовленных специалистах. Это дорожные мастера, инженеры-строители, инженеры-сметчики, лаборанты, асфальтобетонщики, асфальтоукладчики, автогрейдеристы, механизаторы, ресайклеры, машинисты спецтехники и многие другие.
Это основные дорожные силы. Для решения проблемы кадрового дефицита наш центр инициировал акцию «1000 школ», направленную на проведение профориентационной работы в учебных заведениях. В ее рамках специалисты нашего областного филиала в оффлайн и в онлайн-форматах рассказывают детям о работе дорожников, о нюансах нашей профессии, преимуществах и перспективах, условиях труда и заработной плате. За этот год мы провели работу со ста школами региона. Нам есть что рассказать и показать ребятам, поэтому проводим и дни открытых дверей, экскурсии. Ставим в пример некоторых наших инженеров и лаборантов, которые нашли себя в этой сфере, стали успешными и вносят вклад в развитие дорожной отрасли региона и страны в целом.
— Талгат Амантаевич, спасибо за интересную беседу. Есть у Вас какие-то пожелания в преддверии Дня Независимости?
— Хочу обратиться к нашим уважаемым ветеранам, работникам дорожно-строительной сферы. За последние 30 лет благодаря вашему неустанному труду и профессионализму наша единая команда дорожников достигла немалых успехов. Об этом говорит множество реализованных проектов, тысячи километров автодорог, по которым безопасно и комфортно передвигаются наши жители. Впереди много планов и задумок, государство поставило перед нами множество целей и задач. Думаю, совместными усилиями мы сумеем их реализовать.
Поздравляю своих коллег и всех акмолинцев со знаменательным для каждого казахстанца праздником – Днем Независимости! Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, удачи и успехов в работе.
Андрей ПЕТРОВ.