Премьера – результат успешного тандема

По продолжительным аплодисментам, раздавшимся в завершение премьеры «Gin ойнақ», на которую в минувшую среду кокшетауцев пригласил областной Казахский музыкально-драматический театр им. Ш. Хусаинова, было очевидно: публике понравился этот спектакль, тонкий, ироничный и одновременно трагичный. Словом, трагикомедия. С этой успешной работой можно поздравить молодого режиссера театра Аяна Алимбаева.

Конечно, залогом успеха нового спектакля по мотивам произведения Дональда ли Кобурна стал и безошибочный выбор режиссером актеров на две главные и единственные роли. В «Gin ойнақ»-«Игре в джин» играют мастера высокой пробы Кайрат Мырзабулатов и Жанар Кусаинова.

В незатейливом на первый взгляд сюжете пьесы зрители наблюдают эволюцию отношений двоих пожилых людей Веллера и Фонсии, оказавшихся на склоне лет в доме престарелых «Бентли». Махнувшая на себя рукой, неухоженная, молчаливая женщина и сварливый старик. Он также ни с кем не общающийся, обращает на нее внимание только потому, что ему не с кем играть в карты. Играя и беседуя, они узнают все друг о друге: оба разведены, забыты детьми, возможно, и по собственной вине. Укрывшись на заброшенной веранде, коротают вдвоем воскресные дни – то невыносимое для обоих время, когда жителей «Бентли» навещают родственники.

К ним двоим никто не приезжает. Вскоре нехитрое развлечение становится для обоих своеобразной отдушиной, заставляющей на время забыть о реальности. Постепенно оба начинают меняться и внешне, и внутренне. Особенно, взяв в руки колоду, оживляется Веллер. Фонсия никогда раньше не держала карты в руках, но при этом оказалась способной ученицей, быстро переросшей своего учителя, поэтому постепенно снисходительная интонация последнего, по мере того, как он ей проигрывает, сильно меняется.

Его накрывают бурные вспышки гнева, он грубит партнерше. Фонсия на него обижается, вначале пытается его урезонить, дескать, это всего лишь игра, она ведь не догадывается, что перед ней бывший азартный игрок, возможно, потерявший все именно из-за своего пристрастия… Фонсия отказывается играть, они ссорятся, затем мирятся, снова садятся играть… Их то нарастающее, то ослабевающее противостояние создает постоянно присутствующую напряженность, и спектаклю это очень помогает. Хотя в пьесе нет прямых ответов на возникающие в процессе просмотра предположения и вопросы.

В зале то и дело раздавался смех, потому что актерами найдена та великолепная форма сценической выразительности, стиль самих ролей, позволивший достоверно изобразить своих персонажей. Ну а зритель, «втянутый» в этот интересный процесс становления образов на сцене, живо реагировал.

Но поскольку это все-таки трагикомедия, финал у пьесы трагичный. В то последнее воскресенье они, снова помирившись, играют в джин, снова ссорятся, не уступают друг другу. Фонсия, поражаясь сама себе, свободно ввертывает в свою речь бранные словечки, а он, как всегда, гневается, и на сей раз так сильно, что его сердце не выдерживает…

У Аяна Алимбаева – это вторая премьера. На вопрос, почему обратился к этой известной пьесе, отвечает, что его, как режиссера, классические произведения привлекают так же сильно, как и все новшества современного театра, но классика – это бренд, который всегда в цене у зрителя. Молодой человек, который еще только начинает путь в профессии, резонно говорит: хочется быть понятым и принятым зрителем.

Что касается репетиционного процесса, он с большой благодарностью отзывается об актерах-супругах Кайрате Мырзабулатове и Жанар Кусаиновой. «Мне было очень комфортно работать с ними, потому что нет ничего лучше, чем быть все время на одной волне с актерами. Я видел и чувствовал, что, несмотря на разницу в возрасте, эти два больших и талантливых актера слушают и слышат меня. Мы еще в процессе читки вместе обсуждали и спектакль, и все наши действия, словом, работать с такими опытными, влюбленными в свое дело людьми, было легко, за что я им очень признателен».

Что ж, вполне очевидно, режиссерская трактовка Аяна Алимбаева и актерский талант двух индивидуальностей, – Кайрата Мырзабулатова и Жанар Кусаиновой – сделали свое дело. Добавим, что свой вклад внесли художник-постановщик спектакля Ирина Лунга, художник по костюмам Маймура Топанбаева и другие.

Читайте также