Если пожар у соседа…

«Миру грозит новая эпидемия. Это эпидемия туберкулеза. Число инфицированных туберкулезом до 2025 года будет неуклонно расти. Это касается и Казахстана». Эти слова Президента страны Касым-Жомарта Токаева цитировали участники прошедшей в Кокшетау адвокационной встречи-совещания «Эффективные меры реагирования на лекарственно устойчивый туберкулез в Казахстане».

Что дает адвокация…

Почему именно у нас прошло совещание республиканского уровня, участие в котором приняли представители Министерств здравоохранения, информации и общест-венного развития РК, ведущие сотрудники Группы реализации проектов Глобального фонда Национального научного центра фтизиопульмонологии РК?

Потому что «Акмолинская область – передовая в Казахстане в отношении адвокации по социально значимым заболеваниям. Местные исполнительные органы власти изыскивают возможности для оказания действенной социальной помощи заболевшим, объем госсоцзаказа по этим направлениям растет». Такой ответ содержался в выступлениях многих участников.

Термин «адвокация» сегодня знаком не только специалистам, означает он, в частности, «регулярную деятельность, направленную на представительство и защиту прав и интересов определенной социальной группы…».

На совещании не раз звучало имя нашей землячки, известной в стране правозащитницы Любови Рубежанской, создавшей уже вначале 2000-х ОФ «Луч надежды», в центре внимания которого были заболевшие туберкулезом осужденные. ОФ по профилактике и снижению заболеваемости туберкулезом «Игілік», возглавляемый Айман Темирхановой, значительно расширил эту нужную всем нам работу, распространив ее и на иные группы риска.

Работа этих общественных организаций – пример того, что дает адвокационная деятельность, позволяющая объединить усилия НПО, МИО, специалистов, международных фондов… Суммарный, синергетический эффект, как известно, многократно превосходит разрозненные усилия.

Как пандемия и туберкулез влияют друг на друга

Первыми COVID-19 встретила противотуберкулезная служба. Именно в областной противотуберкулезный диспансер госпитализировали наиболее тяжелых пациентов, потому что фтизиатры умеют бороться с самыми тяжелыми инфекционными заболеваниями.

И еще потому, что сотрудничают с международными организациями, занимающимися решением общемировой проблемы, имеют надежных помощников – общественные организации.

Статистические данные – тому подтверждение. В нашей стране за последние 10 лет заболеваемость туберкулезом снизилась в два раза. Смертность от этого заболевания снижалась еще быстрее – 10 лет назад ежегодно умирали примерно 1500 больных туберкулезом. В 2019 году – около 300. Это не может не радовать.

Но. «Если все эти годы число заболевших туберкулезом в среднем снижалось на 5-7%, то в 2019 году – на 21%. По данным ВОЗ, в некоторых странах и вовсе – на 40-50%, — анализировал статистические данные менеджер Группы реализации проектов Глобального фонда Национального научного центра фтизиопульмонологии РК Шахимурат Исмаилов. — И это тревожно».

Потому что произошло столь резкое снижение, увы, не из-за того, что заболевших действительно стало в разы меньше. А потому, что, бросив все силы на борьбу с пандемией ковида, система здравоохранения «потеряла» заболевших, помочь которым на начальной стадии заболевания намного легче, чем месяцы, а то и годы спустя.

— «Потеряли» 15% заболевших. Мы их не знаем. Но они – в обществе. Многие имеют заразные формы, — подчеркивали актуальность этой проблемы участники заседания.
Произошло это, отчасти, потому что не только в нашей области из-за карантинных ограничений не выполнен план по флюорографическому осмотру.

— Это одна из причин того, что рекомендуемый уровень своевременности выявления туберкулеза (не менее 70%) не достигнут, составил 50,6%, — отмечал руководитель областного управления здравоохранения Нариман Сыздыков.

Вызывает озабоченность и низкая укомплектованность медицинских учреждений врачами-фтизиатрами. Тем более, что большая их часть – люди предпенсионного возраста. Не хватает и врачей-рентгенологов.

— Местные исполнительные органы должны изыскивать средства для того, чтобы привлечь и удержать, — с выводом Наримана Сыздыкова нельзя не согласиться.
Очевидно, что не обойдет нас стороной и фактор экономических последствий пандемии: людей, у которых нет возможности и желания пройти обследование, становится больше. В их числе: неприкрепленные к медицинским учреждениям, безработные, часть самозанятых, мигранты и, конечно, люди без определенного места жительства… Да и просто те, кому «не до того сейчас, детей бы прокормить…».

Так что за благополучными статистическими данными проблемы кроются немалые. И просто ожидать улучшения экономической ситуации, повышения уровня жизни, снижения безработицы… нельзя ни в коем случае. Промедление смерти подобно – это не метафора, реальность. Один больной туберкулезом в заразной его форме инфицирует 150 человек. Это данные, подтвержденные многовековой историей этого опасного заболевания.

Что могут НПО

Многое. Очень многое. Это хорошо видно на примере ОФ по профилактике и снижению заболеваемости туберкулезом «Игілік».

Это не «всеядное» НПО, действующее по принципу «лишь бы грант получить, в тендере госоцзаказов выиграть, а там посмотрим». Изначально оно создавалось профессионалом, хорошо понимающим, как опасно бремя туберкулеза и знающим пути его снижения.

— Наша целевая аудитория – часть населения, недоступная поликлиникам, — говорила на совещании Айман Темирхановна. — Именно они – группы особого риска по заболеваемости туберкулезом.

И «достучаться» до них, буквально за руку привести на обследование, сопровождать на протяжении всего периода амбулаторного лечения могут только люди, которым эта специфическая категория наших сограждан доверяет.

Аутрич-работники подбираются по принципу «равный – равному», чаще всего – это люди, излечившиеся от туберкулеза, справившиеся с алкоголизмом.
— Каждое обследование не прикрепленного к поликлинике БОМЖа, – это отдельная история, — и Айман Темирхановна, и другие участники совещания могут привести множество примеров. — Иногда приходится обращаться к акиму города.

Только работники этого фонда привели на обследование в поликлиники почти 2000 человек. Именно тех людей, которые сами не сделали бы этого. Немаловажно, что фонд «Игілік» неустанно и эффективно работает над устранением стигмы, согласно которой туберкулез «людей приличных не коснется». Чтобы каждый из нас понимал: если у любого человека кашель длится более двух недель, обычному лечению не поддается, надо прийти в поликлинику и сказать: «Обследуйте меня на туберкулез».

— Пролечили мы молодую женщину, готовим к выписке. Спрашиваем: «Куда пойдешь?», — с болью говорила заместитель директора Акмолинского центра фтизиопульмонологии Кульбарам Темирова. Ответ ожидаемый: «На трубы». Значит, через полгода вернется к нам с рецидивом, который лечится куда сложнее.
Отсутствие центра для заболевших туберкулезом, утративших социальные связи бездомных – это еще одна проблема, о которой шла речь на совещании. Амбулаторное лечение длится месяцами, а то и годами. Будет ли принимать сильнодействующие препараты неработающий человек, не имеющий элементарных бытовых условий…

Добровольно – нет. Для него ни собственное здоровье, ни здоровье окружающих ценностью не является. Но, если мотивировать, контролировать, то многих из этой группы риска можно довести до полного выздоровления. А значит, опасность инфицирования для всех нас снизится многократно.

И ведь был в нашей области такой центр, в Державинске. Получали необходимую помощь в нем не только жаркаинцы. Но два года назад в структуре ФОМС для него места и средств не нашлось, закрыли.

Сегодня возобновить деятельность подобных центров можно и нужно. Только МИО или только НПО это сделать не под силу. Но, объединив усилия, заручившись поддержкой Глобального фонда, – вполне реально. Это – один из пунктов принятой по итогам совещания резолюции. Сил и средств для этого жалеть не стоит.

Борьба с туберкулезом – это именно тот случай, в отношении которого справедливо: «Если горит дом соседа, на помощь надо спешить всем миром».

Читайте также