Реалии сегодняшнего дня – ежедневный прирост количества заболевших COVID-19, причем со значительным превышением показателей прошлого лета. Что сегодня происходит в инфекционных стационарах и чем опасна лжевакцинация, рассказал руководитель областного управления здравоохранения Нариман Сыздыков.
— Сейчас, наверное, нет человека, который бы не следил за тревожной сводкой по КВИ…
— Да, поскольку ситуация остается критической. Сегодня на больничных койках более 1600 человек, в сутки в наши больницы поступают порядка ста пациентов, что говорит об огромной загрузке всех 24 задействованных медорганизаций. Наиболее заполнены, конечно, крупные – центр инфекционных заболеваний на 92%, железнодорожная больница – на 94, стационар в кожно-венерологическом отделении областной больницы – на 89, областная больница №2 в Нур-Султане – на 84 процента. Отмечу, что при этом мы продолжаем оказывать плановую и экстренную медицинскую помощь, работают дневной стационар, скрининговые программы и другое.
То есть в обстановке тотальной борьбы с коронавирусом по-прежнему занимаемся всеми категориями пациентов. Возможно, именно поэтому неимоверно сложно объяснить людям, насколько нынешняя ситуация тяжелее прошлогодней. Вспомните, прошедшим летом городская больница, как и другие, из-за запредельного потока заболевших КВИ была вынуждена приостановить плановую, экстренную госпитализации. Сегодня мы пересмотрели подходы и таких трудностей для населения не допускаем.
В нашей области уже зарегистрировано 30316 лабораторно подтвержденных случаев COVID-19. 76 процентов от этой цифры относятся к категории тех, кто болеет с симптомами. В зависимости от течения заболевания пациенты получают лечение амбулаторно – большая их часть, другие – в стационаре. Подчеркиваю, что положение в инфекционных стационарах чрезвычайно напряженное, самое худшее за весь период пандемии. Напомню, летальных случаев у нас 156, из них 94 – в 2020 году. Медики делают все возможное, чтобы минимизировать этот страшный показатель. Второй год мы боремся с этой опасной инфекцией, мои коллеги мужественно трудятся в непростых условиях и в физическом, и в морально-психологическом плане.
О том, как они проводят восьмичасовую смену в «красной зоне», рассказывали СМИ, соцсети. С марта этого года отдельное проживание медикам после отработки в инфекционном стационаре не предоставляется, поэтому они самостоятельно находятся на самоизоляции, по две-три недели не видя семьи. Я не устаю повторять в надежде достучаться до каждого: мы несем общую ответственность за распространение коронавируса. Именно поэтому очень ждали появления вакцины.
— К слову, какой процент вакцинированных попадает в стационар?
— Минимальный. Как правило, расследование выясняет, что они получили вакцину после заражения близких, или после получения второго компонента не успел выработаться иммунитет. Более того, из 122 пациентов, находящихся в реанимации, нет ни одного привитого. Практика показывает, что 99 процентов болеющих – невакцинированные. Это доказывает неоспоримую эффективность прививочной кампании. Есть и другие факты: к примеру, получивший препарат против коронавируса контактировал с заболевшим дома, на работе, при этом ПЦР-тест не выявляет даже носитель-ства. Способствует ли вакцина вашей защите? Да, в этом нет никаких сомнений!
— Вместе с прививочной кампанией появилось и другое явление – лжепаспорта вакцинации…
— Прискорбно, что те, кто его купил, не понимают всей опасности. Люди автоматически становятся заложниками ситуации, по сути, врагами самим себе. При поступлении в стационар врач, видя его статус в базе, назначает одни медикаменты, тогда как на самом деле он нуждается в других. Терапия при одной и той же клинической картине для вакцини-рованного и невакцинированного пациента отличается. Другими словами, фальшивый паспорт вводит в заблуждение медработника, в итоге происходит недооценка тяжести состояния пациента. Что может случиться при наихудшем раскладе, вы понимаете.
Потому тот, кто продает лжедокумент, – торговец смертью, тот, кто его приобретает, – ее покупатель. А чтобы обезопасить себя, а сегодня речь идет о главном выборе, своих родных – вакцинируйтесь, для этого предостаточно аргументов. Заявляю, что медработникам, занимающимся торговлей таких паспортов, не место в системе здравоохранения. При выявлении таких случаев, они, разумеется, понесут ответственность согласно законодательству и навсегда потеряют профессию.
— По-вашему, почему это явление получило распространение?
— Во-первых, это «работа» антиваксеров – распространяемые ими так называемые сведения не соответствуют научным данным. Все умершие люди на их совести. Своим невежеством, мракобесием, популистскими лозунгами они втянули в болото множество людей, переубедить которых порой просто неимоверный труд. Вторая причина – поставленная не на такую широкую ногу информационная работа. И, наверное, она никогда не станет достаточной, стопроцентной, поскольку требует индивидуального подхода к каждому потенциальному потребителю вакцины.
Обывателю нужно понять простые вещи, донесенные до него немедицинским языком, пропаганда вакцинации должна быть настолько массовой, всеобъемлющей, сродни вирусной рекламе. Клин можно вышибить только клином. Есть еще нюанс. Вместе с большими знаниями интернет принес нам кучу спама, идет информационная борьба. Как ни печально, большое количество людей не умеет фильтровать прочитанное и увиденное, отделять зерна от плевел.
С антиваксерами я сталкиваюсь каждый день, они есть и среди моих знакомых. За последнее время человек шесть из них обратились за медпомощью – кто-то заболел сам, у кого-то родной человек. В одночасье рушится их выстроенная якобы идеология, особенно, если коронавирус довел до реанимации. Если у кого-то еще остались сомнения, вспомните, что инфекция сейчас не ведет отбор по возрасту – поражает и молодых, и детей. Примерно 40 процентов пациентов стационаров – заболевшие от 40 до 60 лет, то есть находятся в продуктивном, работоспособном возрасте.
К нужным для коллективного иммунитета 60% вакцинированных, а это 411234 человек, мы движемся не так быстро, как хотелось бы, но привито уже около 30 процентов населения. Количество пунктов вакцинации немного увеличили, они, как и раньше, открыты в выходные дни, образовался даже профицит препаратов. Остался последний рывок – возьмите в руки себя, приведите в прививочный пункт семью, друзей, соседей, подарите им жизнь.
Вопросы задавала Аэлита ТАЕВА.