«Образование в новой реальности: уроки пандемии» проанализировали на заседании круглого стола, организованного АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». К обсуждению подключилось больше тысячи учителей из самых разных школ всех регионов страны. «Самая ценная услышанная мной мысль заключена в необходимости создавать все условия, чтобы не допустить эмоционального выгорания учителей. Не менее важна, конечно, и забота об учениках», — говорит учитель информатики НИШ физико-математического направления г. Кокшетау, учитель-эксперт Татьяна Ткаченко.
Наступила ли новая реальность в образовании, и какие факторы способствовали этому? Именно с ответов на принципиальные вопросы начала свое выступление за круглым столом председатель правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова.
— Американский футуролог Элвин Тоффлер говорил: «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Действительно, сегодня новые технологии меняют образовательные потребности, а будущее формируется через устойчивость к потрясениям и неопределенностям. Образование проходит через цифровую трансформацию, которая предполагает развитие цифровой инфраструктуры образования и цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание, а также разработку и распространение новых моделей в организации учебной работы, — подчеркнула Куляш Ногатаевна.
Из Англии к NIS подключился один из самых авторитетных ученых в области образования, эксперт по счастью и благополучию детей Энди Коуп. И сразу призвал к революции: «Но это не радикальная революция — я не призываю вас идти маршем в парламент и требовать перемен. Я призываю к тихой революции — революции счастья и благополучия. Для того, чтобы провести революцию, нужно доказать, что нынешнее образование требует изменений».
Логично возникает другой принципиальный вопрос — о миссии учителя в «эпоху турбулентности». Этому актуальному вопросу было посвящено выступление заместителя председателя правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» Светланы Испусиновой. Она отмечала, что одним из важнейших уроков, которые преподнесла пандемия, является то, насколько быстро учителя смогли адаптироваться к изменениям и перестроить свою практику. «Мы убедились, что традиционные школы нам будут нужны всегда, а учитель при любой трансформации его роли останется незаменимым».
Светлану Багитовну личным примером поддержал известный ученый из Литвы, эксперт Европейского Банка реконструкции и развития Дарюс Радкявичюс: «Что теряет ученик при дистанционном обучении? Магический авторитет учителя. То, что говорит отец, — спорно, то, что учитель, — чистая правда. Живой контакт глазами нельзя заменить. Что еще теряет ученик? Самое главное — радость познания в групповой работе, друг друга вдохновляющая энергетика, совместные путешествия и праздники. И что теряет учитель? Это esprit-живой резонанс души и ума, дидактическое воодушевление, когда ты видишь рядом радостных детей, и когда у них блестят глаза…».
Особый интерес педагогов вызвали выступления об уроках пандемии и внедрении дистанционного обучения представителей общеобразовательных школ из разных регионов страны. Учитель уральской школы-гимназии имени Д.Кунаева Айжан Жанатова, как и литовский спикер, в первую очередь поделилась личным опытом: как не допустить утраты детьми желания учиться, как создавать обратную связь и мотивировать учеников в ситуации эмоционального выгорания и неуверенности.
Круглый стол стал успешным уроком для тысячи учителей Интеллектуальных и общеобразовательных школ, подключившихся к профессиональному разговору. Абсолютное большинство педагогов работает в средних школах, которые объединяют с Интеллектуальными различные партнерские проекты. Это «Сельская школа powered by NIS» по Акмолинской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областям, «Бiз біргеміз» по Мактааральскому району Южно-Казахстанской области и многие другие школы.
Все педагоги отметили актуальность и востребованность профессиональной рефлексии в новой реальности в образовании и определении главных тенденций для каждой школы в формате пандемии.
Круглый стол по урокам пандемии — первый из серии круглых столов по стратегическим трендам в мировом образовании, запланированных в рамках юбилейного проекта NIS, посвященного 180-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина.
Екатерина ОДИНЦОВА,
по информации пресс-службы НИШ ФМН
г. Кокшетау.