Имеем право на…

ШКОЛА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг, заключая договоры на выполнение работ, необходимо помнить, что у каждого потребителя есть права. Пользоваться ими, к сожалению, не учат в школе, но знать о них нужно. Самые важные из них, гарантированные нам Законом РК «О защите прав потребителей», рассмотрим в этой статье.

Читайте договор

Согласно статье 8 Закона, потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг, принуждение потребителя к этому не допускается.

Более того, продавец (имеется ввиду также исполнитель работ или изготовитель товара) не должен включать в договор условия, которые нарушают или ущемляют права потребителя, а именно:

1)   освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя;

2)  исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом договорных обязательств;

3) установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно возмездным товарам (работам, услугам);

4) установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору, за исключением договоров на туристское обслуживание и договоров приобретения авиабилетов по невозвратным тарифам;

4-1) установление цены на товары (работы, услуги) при приеме платежей с использованием платежных карточек, превышающей цену их продажи при оплате наличными деньгами;

5) предоставление продавцу права в одностороннем порядке изменять или расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора;

6) предоставление продавцу права не возвращать уплаченную денежную сумму за не предоставленный товар (услугу, работу) в случае расторжения договора;

7) предоставление продавцу возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;

8)  предоставление продавцу права определять соответствие товара условиям договора или толковать договор;

9) ограничение ответственности продавца по обязательствам, принятым его представителями;

10) установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец не выполнит своих обязательств;

11) предоставление продавцу права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Любой заключенный между продавцом и потребителем договор о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должен содержать четко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия, не требующие для их понимания специальных знаний.

Право на информацию

Права потребителей закрепляются и другими статьями закона. К примеру, статья 10 предусматривает право потребителей на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе).

Если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре, а также о продавце повлекло за собой приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. Если из-за отсутствия достоверной информации о товаре вы купили то, что невозможно использовать по назначению, то как потребитель вы вправе потребовать предоставления надлежащей информации в течение трех календарных дней со дня приобретения. Если информация в указанный срок не будет предоставлена, потребитель может расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. И естественно, если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре повлекло причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, продавцу можно и нужно предъявить требования, предусмотренные статьями 16 и 31 закона.

Кстати, безопасность товара или услуги — это ключевой момент, который оговаривается законодательством очень подробно. В частности, статья 11 закона говорит: потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при установленных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья или имущества потребителя, окружающей среды. Требования к безопасности товаров и услуг устанавливаются законодательством нашей страны о техническом регулировании.

Качество имеет значение

Каждый потребитель имеет право на свободный выбор товара, не изъятого из гражданского оборота или не ограниченного в обороте, в удобное для него время с учетом режима работы продавца. При этом потребитель имеет право на надлежащее качество товара (работы, услуги). Если в законодательстве РК предусмотрены обязательные требования к качеству товара, потребитель имеет право на получение того товара, который этим требованиям соответствует.

Также у нас есть право на проверку качества, комплектности, веса, объема, количества, размеров приобретаемого, на проведение проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара.

Если при заключении договора потребитель объяснил продавцу, для каких конкретных целей он приобретает товар, то он имеет полное право на получение товара надлежащего качества, пригодного для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу или описанию потребитель имеет право на получение товара, этому образцу соответствующего.

Если товар оказался ненадлежащего качества, потребитель вправе потребовать:

1) соразмерного уменьшения покупной цены;

2)  безвозмездного устранения недостатков товара;

3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;

4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Если товар некачественный, то, согласно статье 16 закона, потребитель имеет право на возмещение убытков, причиненных его жизни, здоровью или имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара. Право требовать возмещения убытков, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем, независимо от вины продавца и от того, состояли они в договорных отношениях или нет.

Есть гарантии

Впрочем, даже если качество товара соответствует всем требованиям, в течение 14 дней с момента покупки вы вполне можете от него отказаться. Можно обменять этот товар на аналогичный — другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное, либо на другой товар по соглашению сторон. В случае разницы в цене при этом обмене должен быть произведен необходимый перерасчет. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара, покупатель вправе возвратить приобретенный товар и получить обратно уплаченные за него деньги.

Согласно статье 17 закона, если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в течение этого гарантийного срока. Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены потребителем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством РК или договором.

В заключение хотелось бы напомнить потребителям, что согласно статье 18 закона, потребитель имеет право на получение у продавца документа, подтверждающего факт приобретения товара (например, чека) или договора, заключенного при выполнении работы или оказании услуги. При этом отсутствие у потребителя чека не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие доказательства, в том числе фото- и видеофиксацию, подтверждающие факт приобретения.

Жанар КАБИДЕНОВА,
главный специалист департамента по защите прав потребителей Акмолинской области.

Читайте также