Об академической свободе и социальной ответственности…

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Близится конец учебного года, и все чаще выпускники средних школ, их родители обращаются к нам с вопросом: «Слышали, что университет им. Ш.Уалиханова теперь не государственный. Он что, в частные руки перешел? Там на грантовой основе можно будет учиться? И дипломы теперь будут не государственного образца. Что это значит? Как потом на работу с таким дипломом устраиваться?»

Видимо, подобные вопросы волнуют людей не только по поводу ведущего вуза нашего региона. Их стало настолько много, что на это обратил внимание Президент страны Касым-Жомарт Токаев. Выступая на январском заседании Национального совета общественного доверия, он подчеркнул: «Большинство вузов уже стали некоммерческими акционерными обществами. Это вызывает в обществе всякие домыслы и опасения по поводу последующей продажи крупных государственных вузов в частные руки. В этой связи заявляю, что национальные и государственные вузы продаваться не будут. Данный вопрос находится на особом контроле».

С просьбой разъяснить изменения, вытекающие из организационных преобразований в НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова», мы обратились к руководителю департамента стратегического планирования, аккредитации и менеджмента качества Гульнаре Турткараевой.

Гульнара Баяновна, чем вызвано произошедшее в прошлом году преобразование?

— Прежде всего хочу обратить внимание на то, что мы далеко не единственный государственный вуз, преобразованный в некоммерческое акционерное общество (НАО). Только в прошлом году 25 вузов страны реорганизованы в НАО со 100% участием государства в уставном капитале. В их числе и такие известные вузы, как Казахский национальный университет имени аль Фараби, Казахский национальный женский педагогический университет…

О необходимости и важности такой реорганизации говорится в важнейшем документе, инициированном Первым Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым «План нации — 100 конкретных шагов». 78-й шаг как раз и предполагает поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности. Реализации этих реформ, вызванных временем, интеграцией в мировое образовательное пространство, в значительно большей степени соответствует новая организационная форма. Вузы останутся под контролем государства, но получат больше финансовой и академической свободы, а, следовательно, и ответственности. При этом полное соответствие стандартным ГОСО — остается незыблемым требованием.

НАО является некоммерческой организацией, не преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение дохода и не осуществляющей распределение полученного чистого дохода. Весь полученный доход идет на развитие вуза, в частности, оснащение лабораторной базы, повышение заработной платы преподавателей, развитие инфраструктуры вуза…

Благодаря чему может быть получен доход? За счет оплаты студентов, обучающихся на коммерческой основе?

— В нашем университете уже сегодня, а тем более в будущем это — далеко не единственный и отнюдь не главный источник получения дохода. Студенты, обучающиеся по государственным образовательным грантам, продолжат обучение в обычном режиме. Прием студентов на грантовую форму обучения продолжится.

Доходная часть вуза будет увеличиваться за счет использования новых источников финансирования: привлечение спонсорских денег, развития эндаумент-фонда, увеличение количества грантов работодателей для обучающихся, оказание различных платных образовательных услуг не только студентам.

Важнейшим источником становится софинансирование науки за счет бизнеса. Фокус образовательных программ будет ориентирован и на взрослую аудиторию через «Серебряный университет» — различные курсы подготовки и переподготовки взрослого населения.

Результаты научной деятельности наших сотрудников уже внедряются в производства региона, то есть происходит их коммерциализация. Сейчас мы работаем над созданием научно-производственных кластеров на базе крупных предприятий региона. Востребованы консалтинговые услуги, оказываемые нашими квалифицированными специалистами.

Но главным направлением нашей работы остается совершенствование образовательной деятельности. Получаемая НАО академическая самостоятельность предоставляет для этого широчайшие возможности.

Расскажите об этом подробнее…

— Автономия вуза — это прежде всего ответственность и подотчетность перед обществом, постоянная работа над качеством образования. При определенной академической свободе мы сможем выстраивать наши образовательные программы и учебные дисциплины в зависимости от потребностей работодателей и запросов рынка.

Приоритетами развития нашего региона являются: сельское хозяйство, горнодобывающая, металлургическая, обрабатывающая и химическая промышленность, машиностроение, строительная индустрия, туристский кластер, педагогическое образование (в области действуют 579 школ, 614 организаций дошкольного образования). Реализация образовательных программ будет осуществляться в тандеме с крупными промышленными предприятиями, организациями образования региона. Будет продолжена работа по созданию филиалов кафедр на производстве.

45% образовательных программ нашего университета охватывают педагогическое направление, 55% — образовательные программы аграрного, экономического, туристического, юридического, медицинского, технического, социального и других секторов экономики.

Поэтому мы избрали двухвекторную модель подготовки кадров. Первый вектор — «Педагогическое образование», второй — «Предпринимательское образование».

Мы будем готовить педагогов нового формата через взаимодействие университета с региональными образовательными учреждениями.

На раннем этапе, начиная с начальных классов, через «Детский университет». На среднем этапе, для привития исследовательских навыков, через «Малую академию». Следующий этап — профильные классы, летняя школа, совместные проекты, педагогический класс по направлению «Киберпедагогика»…

Увеличится количество образовательных программ на английском языке, полиязычных и бинарных образовательных программ. Внедряются новые программы: «Социальный и ювенальный педагог», образовательные программы Minor (позволяют получить дополнительные квалификации) «Виртуальная психология», «Киберпедагогика», «Тьютор инклюзивного образования»…

Темы исследований магистрантов и докторантов определяются с учетом потребностей нашего региона, результаты направлены на его развитие.

Внедряются программы Minor «Организация бизнеса», «Интернет-предпринимательство», «Бизнес-проекты». Практика будет проходить на филиалах кафедр. К учебному процессу будут привлекаться преподаватели-производственники.

По Атласу новых профессий и компетенций разрабатываются образовательные программы: дизайн-проектировщик промышленных предприятий/помещений, экоаналитик, инженер 3D-моделирования. Также будут разрабатываться и внедряться совместные образовательные программы как с казахстанскими, так и зарубежными вузами.

Результаты научной деятельности будут реализовываться в производство региона посредством их коммерциализации. Идет работа по созданию научно-производственных кластеров на базе крупных предприятий региона. Продолжается создание филиалов кафедр на производстве.

Как повлияют на трудоустройство будущих выпускников дипломы негосударственного образца?

— С уверенностью отвечаю — не повлияют вовсе. Репутация и имидж самого вуза — да, окажут влияние. Но лишь потому, что ими гарантируется качество знаний. Над этим мы работаем и будем работать впредь.

Работодателя интересуют знания, навыки, умения, работоспособность молодого специалиста. Качество образования во многом обусловлено степенью социальной ответственности студента, его пониманием, что учится он «не для корочки».

Можно с уверенностью говорить о том, что преобразования с переходом в новую организационно-правовую форму дадут нам новый импульс к качественному развитию уровня подготовки компетентных специалистов новой формации, сделают выпускников конкурентоспособными профессионалами в условиях новой экономики.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также